Ветеран МВД Мирзанур Карамов: от подвига на фронте до мирной жизни

news_top_970_100

Мой отец Мирзанур Карамович Карамов родился в 1919 году. До войны работал аппаратчиком на 40-м заводе Казани. В армию был призван в 1939 году. Через три года вернулся на родину в деревню Исансеф (ныне Муслюмовский район) к больной матери и спустя недолгое время отправился на Калининский фронт. 

 Фото из архива автора

От аппаратчика до заслуженного работника МВД

Его первое боевое крещение произошло в 1942 году в бою за деревню Савкино Калининской области. Фашисты атаковали из леса пулеметным огнем, косившим наших бойцов. Сержант Мирзанур с двумя товарищами получил приказ уничтожить огневые точки. Пробравшись к пулеметному гнезду с тыла, они вступили в бой. В перестрелке боевые товарищи были ранены, а Мирзанур, уничтожив огневые точки, донес солдат до санбата. Деревня была освобождена. За этот бой Мирзанур Карамов получил свою первую награду - медаль «За отвагу». 

На его фронтовую долю выпало немало испытаний. Разведка в тылу врага под Великими Луками, захват «языка», разгром штаба, ранения, контузия... После одного из ранений отца отправили в полевой госпиталь. Несмотря на то что осколки мины повредили глаз, после госпиталя он снова отправился на фронт - освобождать Польшу. 

В 1943 году за героизм при взятии монастыря в Кракове он был награжден орденом Красной Звезды. Среди его наград есть и орден Славы II степени. 

В 1945 году его матери Бибинур пришло извещение, что сын пропал без вести. Он, как позже выяснилось, в это время контуженный лежал в госпитале. В 1946 году вернулся на родину.

После войны отец был направлен из военкомата в центральный аппарат Министерства внутренних дел Татарии. В 1947-м женился, в 1948-м у супругов Мирзанура и Шамсии Карамовых родилась дочь Дания (Дина, как стали называть ее близкие). Потом родились еще две дочери - Мадина и я, Дамира.

Служа в органах МВД, отец нес и патрульную службу. Свое первое небоевое ранение он получил на одной из улиц Казани. Один из преступников выхватил у него пистолет и выстрелил в отца, но тот, несмотря на ранение, с помощью приема самбо повалил грабителя на землю. 

Два месяца отец провел в больнице, а затем ушел на пенсию по инвалидности. Даже после ухода из органов папа - заслуженный работник МВД Татарстана, оставался настоящим патриотом: много лет состоял в добровольной дружине, помогая охранять порядок в городе. Его имя увековечено в Музее МВД Татарстана.

Мелодия для «Марша Победы»

Еще до войны отец научился играть на гармони и пианино. В нашем доме была целая коллекция из 12 гармоней размером от спичечного коробка до тальянки. Не зная нотной грамоты, папа не только играл на них, но и сочинял музыку. Дружил с композиторами Рустемом Яхиным, Натаном Рахлиным и Салихом Сайдашевым. Как-то в 1980 году он наиграл мелодию гостившему у нас Яхину. Композитору она так понравилась, что он записал и переложил ее на ноты для фортепиано. Так родился «Марш Победы». К 60-летию Победы марш в исполнении духового оркестра МВД записали на магнитофонную пленку.

С одной из гармошек его коллекции приключилась интересная история. Дело в том, что в 1939 году папа заказал своему другу Бараксину специально для него сделать тальянку с двумя клавишами вместо трех. Когда в 1946 году умерла его сестра, оставившая 10 детей, он был вынужден продать эту гармонь, чтобы поднять своих племянников. И вот в 1980-х годах они с мамой - участницей войны, рывшей окопы под Москвой, поехали в казанский санаторий.

Зайдя в красный уголок, папа взял в руки стоявший там инструмент и стал играть. Главврач лечебницы Салахутдинов удивился:
- Как вы хорошо играете!
- Так это же моя гармонь! - ответил папа. - Как она к вам попала? 
- Мы в комиссионке ее купили, - ответил главврач. - Чем докажете, что гармонь ваша? 

Поспорили на ящик шампанского. Каково же было удивление врача, когда на инструменте он обнаружил надпись «Карамов Мирзанур Карамович. 1939 год». Пришлось Салахутдинову проставиться и вернуть гармонь отцу.

После папиной смерти в 2004 году мы раздали гармони тем, кто будет играть на них: нам сказали, что иначе инструменты рассохнутся. Пианино, на котором играл Салих Сайдашев, мы подарили пять лет назад музыкально одаренным детям, поскольку в нашей семье никто больше не играет на инструментах.

Пел песни с Гагариным под гармошку

Благодаря моей старшей сестре Дине у нас дома побывал космонавт Юрий Гагарин. В 1967 году он приезжал в Казань по приглашению молодежи Татарии на открытие советско-японского фестиваля молодежи и международного лагеря «Волга». Сопровождал Гагарина секретарь ЦК ВЛКСМ Сергей Павлов, а проживал космонавт на даче в Боровом Матюшино. В числе тех, кто кормил Юрия Алексеевича обедами, оказалась и моя сестра Дина - секретарь одной из комсомольских организаций, к 18 годам имевшая уже 6-й разряд повара и работавшая в кафе при Доме татарской кулинарии известного повара Юнуса Ахметзянова. Заводила Дина подружилась с Гагариным. Ему очень нравились суп с лапшой по-татарски, перемяч для жениха, чак-чак, рассказывала сестра. Отведав губадию, Юрий Алексеевич сказал: «Диночка, приедешь к нам в Москву, научишь мою жену Валю губадию готовить. Это тебе мой наказ!» 

Побеседовав с сестрой, Гагарин высказал желание познакомиться с ее отцом-фронтовиком. Вместе с Павловым они приехали к нам на «Чайке». Отец первым делом взял в руки гармошку и сыграл любимые песни космонавта - «Ландыши» и «Подмосковные вечера». Гагарин долго беседовал с папой. 
Мне было тогда 11 лет. 

- А ты чем занимаешься, Дамира? - спросил гость. 

Я как раз выиграла чемпионат города по спортивной гимнастике. Услышав это, поинтересовался:

- А что не идешь во Дворец спорта на фигурное катание? 

- Кататься не умею, я уже возрастная, - ответила я. Кстати, в дни пребывания в Казани Юрий Гагарин выступил перед молодежью в казанском Дворце спорта, только что открывшем свои двери.

Кто мог предвидеть, что через три года я, занимаясь фигурным катанием в этом дворце, выполню норматив кандидата в мастера спорта, а позже стану чемпионкой Татарии и проработаю 55 лет тренером, став причастной к воспитанию таких чемпионок Олимпийских игр, как Алина Загитова и Евгения Тарасова.

А тогда у нас дома Юрий Гагарин запланировал свой следующий приезд в Казань на 20-летие Дины в 1968 году. Не случилось. У сестры день рождения 14 апреля, а 27 марта космонавт трагически погиб.

Отец, узнав о его гибели, сокрушался: 

- Шутка ли, человек мирового значения, а так запросто пришел к нам в дом, не отказался спеть под гармошку! Вот беда-то... 

Дамира ПИЧУГИНА, заслуженный работник физической культуры РТ

news_right_column_240_400