К военной подготовке жителей Татарстана, призванных в рамках частичной мобилизации, привлекли известного ветерана МВД Александра Арутюнова. В сети он известен как блогер Razvedos.
Арутюнов принимает непосредственное участие в учениях на полигоне танкового училища. В интервью «КВ» он оценил уровень подготовки призванных татарстанцев, рассказал о некоторых деталях, проходящих сейчас учений, а также о самом популярном заблуждении среди мобилизованных.
- Что входит в программу интенсивной подготовки?
- Здесь просто программа подготовки. Интенсивная программа подготовки – это когда обычную программу подготовки сжимают до ограниченного времени, в таком случае ее можно назвать программой интенсивной подготовки. Потому что там у людей нет нарядов, посторонней службы, у людей есть только боевая подготовка. Оно так, в принципе, должно быть везде. Но везде такого нет. Поэтому то, что сейчас происходит, наверно, можно назвать программой интенсивной подготовки.
- Что такое «боевое слаживание»?
- Программа боевой подготовки любого подразделения разделяется на подготовку специалистов по специальности. У нас есть: стрелок, вооруженный автоматом, есть гранатометчик, вооруженный ручным противотанковым гранатометом, есть снайпер, есть пулеметчик, есть стрелок-санитар, есть разведчики, есть саперы, есть связисты, которые могут быть со стороны стрелкового или танкового подразделения, а не только мотострелкового подразделения или танкового. Они сперва должны пройти одиночную подготовку. Стрелок, должен стать с стрелком, гранатометчик – гранатометчиком и т.д.
После того, как они проходят одиночную подготовку их собирают в состав того или иного подразделения. Минимальная организационно-штатная структура – это отделение. Там 8-10 человек. И они уже вместе проходят подготовку, вместе учатся бегать по полю, выполнять какую-то учебно-боевую задачу. Вот этап, когда они собираются вместе называется боевое слаживание.
- Как в целом оцениваете уровень подготовки мобилизованных. Что можете сказать об их физической форме.
- Мы говорим о тех, кого я здесь наблюдаю или в общем?
- Поговорим о тех, с кем вы непосредственно имеете дело.
- Что является в таком случае состоянием «вот это хорошо», а «вот это плохо»? Приходят мобилизованные к нам и говорят, что они, отслужив срочную службу год или два, не стреляли ни разу. Здесь они стреляют 3-й день подряд.
Если мы говорим об уровне подготовке, который должен быть у бойца, то они этого уровня подготовки пока не достигли. Но мы со своей стороны делаем все возможное, для того чтобы они приблизились к нему. Я не говорю о том, чтобы они его достигли. Мы говорим о том, чтобы они к нему приблизились настолько, насколько возможно.
- Какие самые частые заблуждения среди мобилизованных?
- Самое популярное заблуждение, я прошу прощения заранее, что тампоны [женские гигиенические] помогают при ранениях осколочных или пулевых. Это, прощу прощения, какой-то дебил, у меня нет просто других слов, произнес и растиражировал.
И вот сейчас к нам люди проходят на занятия по военно-медицинской подготовке и самый частый вопрос, который от них звучит: «А что за тампоны для ранений?» Приходится им рассказывать, что не надо этого делать, что это не работает. Вот это самое частое заблуждение, что тампоны помогает остановить кровотечение. Не помогают они. Это не так.
- Чему надо переучивать?
- Некоторых людей приходится учить просто с нуля. То есть человек служил в железнодорожных войсках, сегодня он стал пулеметчиком единого пулемета, соответственно, он пулемет этот видел на картинке. Теперь надо за ограниченное время сделать так, чтобы он овладел им и стрелял туда, где противник, и не убил своих, с чем мы успешно справляемся.
- Месяц на подготовку, по-вашему мнению, адекватный срок? Этого времени достаточно, чтобы вспомнить военно-учетную специальность.
- У некоторых нет военно-учетной специальности, мы их учим. Грубо говоря, человека назначили снайпером, он видит эту снайперскую винтовку впервые в жизни. Хватит ли месяц, чтобы сделать человека снайпером? Нет. Чтобы научить человека стрелять из снайперской винтовки, да [месяца достаточно].
Но, если мы говорим о том, хватит ли месяца поднять их с того уровня, на котором они находятся до уровня, который не всегда получается у солдат, у военнослужащих, даже некоторых контрактников… Не каждый военнослужащий контрактной службы ВС РФ получал подготовку в таком объеме, которую сейчас получают люди на полигоне. Насколько этот уровень является высоким, если сравнивать его со стандартами обучения в мире, это вопрос, на который я не уполномочен отвечать. Все будет зависеть от того, насколько занятия, которые здесь проходят, будут нормально организованны. Могу сказать, что со стороны Минобороны делается все. Все готовы работать несмотря на погоду, выходные, которые сейчас никого не волнуют. Все максимально отдаемся подготовке личного состава.
Проблема в том, что количество людей, которые привлекаются к занятиям, кто их [мобилизованных] возит, кормит, участвует в получении оружия, сдачи оружия – все это довольно сложно организовать. С точки зрения организации занятий, организация не идеальна. С одной стороны, мы видим максимально ответственный подход, с другой стороны – неидеальную организацию.
Что можно в этих условиях, мы делаем. Формализма с нашей стороны нет. Нет такого: «А, не пришли, ну и ладно», «Не получили, ну и ладно».
- В ходе учений мобилизованных разделят по военно-учетным специальностям.
- Да, конечно. На полигоне их разделяют. Пулеметчики к пулеметчикам, стрелки к стрелкам. Делят. Да.
Стараемся, во всяком случае, насколько возможно исходя из пропускных способностей учебных мест. Стараемся этот вопрос решать.
- Насколько погодные условия затрудняют полевые учения.
- Давайте разделим понятия. У нас есть необходимость научить или утомить? Для того, чтобы утомить личный состав погода подходит отлично. Это суперпогода, чтобы человек понял все тяготы и лишения.
Но задача-то не утомить, а научить. Сами понимаете, вы стоите на вас льет сверху, промокли ноги, холодный ветер вас треплет, а вам нужно запомнить порядок действий или порядок определенных манипуляций, оказания первой помощи и пр. Это, естественно, негативно влияет. Как бы человек ни был заинтересован, а надо отметить, что мобилизованные заинтересованы в обучении, такая погода способна негативно сказаться на усвоении материала.
Второй момент. Им всем выдали форму и обувь по одному комплекту. На этой погоде они отрабатывают изготовки лежа. Он плюхается в эту лужу, встает и снова плюхается, и встает. Вот он в этом виде вечером попадает в расположение. Там их живет, представляете, сколько народу? Как стирать, где сушить – все это тоже бытовые проблемы.
Со своей стороны, мы тоже, конечно, не пытаемся засунуть их в лужу с головой. Есть возможность вести какие-то занятия в классе, мы их проводим в классе. Где необходимо [проводить занятия] в поле, проводим в поле. От этого никуда не уйти. И время не позволяет выбирать погоду.
Учитывая, что они будут выполнять задачи, судя по всему, в холодное время года, то можно считать процесс обучения акклиматизацией. Для выполнения задач в холодное время года акклиматизация очень важна. Грубо говоря, это когда человек проводит некоторое время в такую погоду на улице с возможностью потом нормально восстановиться. Они спят не в лужах, а в нормальных условиях. Их нормально кормят, тепло там. Все удобства созданы, чтобы организм акклиматизировался к условиям. У них не будет такого, что они только вышли из дома и попали в холодную осень.