Виталий Дмитриев: Актеры порой сгорают на сцене

news_top_970_100

Фото предоставлено Казанским ТЮЗом

Почему актеру сложно сыграть петуха? Как найти свое дело в жизни? Может ли классическая литература быть интересной молодежи? Об этом и многом другом в редакции «Казанских ведомостей» рассказал актер Казанского государственного театра юного зрителя, выпускник Казанского театрального училища (курс Татьяны Корнишиной и Владимира Бобкова) Виталий Дмитриев.

Из грузчиков - в актеры

- Вы с детства знали, что хотите стать актером?

- Наверное, такое бывает только в актерской династии, там у детей практически не остается выбора. Вопрос только в том, смогут ли они переиграть своих родителей. Со мной все было иначе. Лет до 18 я не мог определиться с выбором профессии. В школе мне и друзьям было некомфортно. Мы были довольно неформальными ребятами, таким в то время жилось непросто. В десятый класс меня взяли, но я почти не учился. Примерно месяц пропускал занятия, обманывал родителей, пока им не позвонили и не поинтересовались, где же я пропадаю. Школу после этого бросил.

- Значит, пришлось выбирать будущую профессию?

- Да, отец сказал, что в речном техникуме идет дополнительный набор, туда можно было поступить без экзамена. Так я стал учиться на электромеханика. Тянул в техникуме лямку года полтора, но понимал, что это не мое, бросил. Мама уговорила пойти в жировой техникум, там меня хватило на полгода.

- Наверняка родители были этому не рады…

- Конечно, они хотели, чтобы я уже как-то определился в жизни. Пошел работать к отцу на склад грузчиком, он там был заведующим. А я тогда еще проколол ухо, что вызывало вопросики у других грузчиков. Отец мне и сказал, что серьги в ухе носят рок-музыканты или актеры. Вот я и пошел в театральное и поступил с первого раза. На самом деле это получилось спонтанно. Встретил друга, который шел поступать, решил пойти с ним за компанию. Там повстречал много интересных ребят. У нас подобрался хороший курс, большинство остались верны профессии и служат в театрах.

- Родители приняли ваш выбор в тот момент?

- Сначала нет. Папа - инженер, мама - химик-технолог. Куда, мол, в актеры... Но мне было интересно и комфортно в училище, для меня это была настоящая учеба, на которую я не ленился вставать утром. Хоть позже еще получил диплом юриста. В какой-то момент подумал, что стоит воспользоваться такой возможностью. Отучился заочно, защитил диплом по теме авторских прав. Если честно, толком ничего не помню по второй профессии, на защите диплома я актерски заучил свое выступление, сыграл как спектакль.

О сложностях профессии

- В чем заключается секрет актерского мастерства?

- Актер должен постоянно наблюдать. Не пристально смотреть на человека или перенимать его манеры, а пропускать через себя разные образы, запоминать, чтобы сформировать правдоподобную роль. На сцене нельзя просто повторять заученный текст, иначе зритель тебе не поверит. Хотя, конечно, многие обыватели к нашей профессии относятся пренебрежительно. Мол, зайчиком по сцене скакать - это тебе не на заводе или в шахте вкалывать. Хотя, как по мне, не бывает простых профессий, если отдаваться делу полностью. Актеры порой прямо-таки сгорают на сцене. Так произошло с моим коллегой и другом Арсением Курченковым. Человека не стало в 42 года, потому что он отдавал сцене всего себя.

- Какую роль вы считаете самой любимой?

- Мне повезло сыграть сразу несколько ролей в спектакле по произведениям Василия Шукшина. На сегодняшний день я могу назвать это своей главной работой в жизни. С Василием Макаровичем у меня давние взаимоотношения.

У родителей была мощнейшая библиотека. Готовясь к вступительным экзаменам, я выбирал отрывок из прозы для исполнения. Наткнулся на зачитанный томик Шукшина, выучил рассказ «Охота жить». Прочитал взахлеб, понял: это мое. Подготовился, а на экзамене меня остановили почти в самом начале. А несколько лет назад я побывал на родине Шукшина, в Алтайском крае. Было интересно познакомиться с бытом людей, о которых он писал. Когда в театре решили поставить спектакль по рассказам Шукшина, на распределении меня ждал сюрприз. Оказалось, что мне предстояло сыграть сразу восемь ролей - по одной в каждой из новелл. Было очень волнительно, ведь все они очень разные, на сцене приходится быстро переключаться между ними.

- Пожалуй, это очень ответственная задача…

- Нас пригласили в Алтайский краевой театр имени Василия Шукшина, где проходил фестиваль. Если честно, было боязно, что мы в Казани поставили спектакль, который не будет казаться правдоподобным землякам Шукшина. За кулисами творилась суета, мне было непросто успевать постоянно переодеваться. В один из моментов меня неправильно одели - подтяжки оказались под рубашкой, а они играли важную роль в происходящем. Но мы успели все исправить. Зритель принял нас с благодарностью.

- Иногда об актерах, играющих в детских спектаклях, отзываются пренебрежительно, мол, невелика наука.

- Играть в детских спектаклях - очень ответственное занятие. Вот играл я, к примеру, петуха. Поверьте, его образ придумать куда сложнее, чем человеческий. В годы учебы нас специально водили в зоопарк, чтобы наблюдать за повадками животных. И образ должен быть интересным, ведь детское внимание удержать очень непросто. К примеру, играл я Людоеда в детской сказке. Он мог быть кровавым убийцей, а у меня получился как добрая душа, которая любит выращивать цветочки.

Прошлое и будущее

- В вашем театре ставят немало спектаклей по произведениям школьной программы по литературе. Сложно сделать их интересными для молодежи?

- Я люблю классику, но предпочитаю ее актуальное и современное прочтение. Можно быть консервативным, но так мы будем в миллионный раз ставить спектакль, похожий на прежние. А можно сделать классику понятной для нового поколения. Например, мы поставили «Недоросль» Дениса Фонвизина. Образы героев-наставников здорово отличаются от книжных, местами они говорят мемами из соцсетей. Некоторые учителя литературы будут в ужасе, но дети с интересом смотрят наши спектакли. И к нам подходили благодарные учителя, которые говорили, что мы привлекли внимание молодежи к классике.

- Можете поделиться забавным случаем, произошедшим на сцене?

- Был у нас недавно один случай в спектакле по Шукшину. Есть там сцена разговора братьев. Мы придумали, чтобы они играли в футбол, пинали друг другу мяч. В определенный момент один из персонажей срывается и пинает мяч в стену. А на этот раз он попал прямо в окно, такого раньше не было. После удара из окна должна была показаться другая героиня, а тут она едва увернулась от мяча. А из зрительного зала раздался голос: «Гол!». И все зааплодировали.

- Как меняется театр в современной жизни?

- Театр жив и будет жить, постоянно меняясь. Мне нравится реализовывать разные театральные проекты за пределами сцены. Во время спектакля «Пешеходы» мы водим зрителей по городу. Я люблю Казань, с удовольствием вожу горожан по разным интересным местам, рассказываю истории из жизни и закулисья. А однажды нам предложили повторить нашу задумку на театральном фестивале в Ярославле. В незнакомом городе это было непросто. Мы бродили по нему всю ночь, изучали для будущего спектакля, но получилось интересно.

news_right_column_240_400