Владимир Васильев: «Никогда не думал, что в 82 года вновь исполню эту роль»

В программе юбилейного, ХXXV Нуриевского фестиваля показали легендарный балет на музыку Валерия Гаврилина «Анюта».

news_top_970_100

Главным событием этого вечер стал выход в партии Петра Леонтьевича, отца Анна, самого постановщика и непревзойденного танцовщика Владимира Васильева. Артист вышел на сцену в 82 года – не просто посидеть за фисгармонией или постоять на балу, на котором блистала его дочь. Оба действия спектакля он оставался ярким связующим «кирпичиком» всего балетного повествования, немым укором и всепонимающим и от того невероятно мудрым и усталым героем.

Как балет родился из фильма

Интересно, что «Анюта» сначала появилась как телевизионный фильм в 1982 году. Замысел картины возник у режиссера Александра Белинского, прославившегося своими фильмами-балетами. Мысль перенести Чехова в музыкальную киноленту он лелеял до тех пор, пока не услышал вальс Валерия Гаврилина. Поняв, что это и есть тот самый «чеховский вальс», Белинский обратился к Владимиру Васильеву с предложением взяться за постановку. Получилось, что музыка, написанная совсем не для балета, вдруг оказалась именно таковой на удивление самого композитора.

В итоге телебалет был соткан из нескольких произведений Гаврилина, а дальше – больше: первая сценическая постановка была расширена музыкой из другого произведения.  

Фото: © пресс-службf Татарского театра оперы и балета им. М. Джалиля

Как вспоминает Владимир Васильев, «Анюта» – один из самых его любимых спектаклей: «Это балет со странной, сложной и долгой жизнью. После киноэкрана он впервые был показан в Неаполе, в театре «Сан-Карло» в 1986 году. Идею мне подсказал директор этого театра, хотя я никогда не думал, что смогу это сделать на сцене. Однако после того, как у меня появилась музыка из другого фильма-балета Владимир Гаврилина «Дом у дороги», я подумал: как же хорошо они сочетаются! Я взял оттуда несколько кусков и продлил ими действие «Анюты» на сцене. Потом всего за месяц, мы поставили балет и в Большом театре. Прошло более 40 лет, спектакль выдержал большое количество сценических площадок, и я надеюсь, что жизнь его будет еще долгой».

«Мой герой не нуждается в мельтешне»

Для своей постановки Владимир Васильев долго подбирал артистов. Анютой в нем неизменно была его супруга Екатерина Максимова, а вот на роль Петра Леонтьевича танцора подобрать никак не удавалось.

«Даже перед съемками фильма я никак не мог найти исполнителя партии отца Анюты. Ведь он был противовесом всем остальным героям. Те танцевали, был гротеск или классика, а мне нужен был большой крупный план, если говорить о кино, человека. Пусть не танцующего, но чтобы в каждом его движении звучала музыка Гаврилина. И вот, когда до начала съемок оставалось буквально несколько дней, Александр Белинский и сказал мне: «А почему бы тебе самому не исполнить эту роль? Лучше тебя этого никто не сделает!»

Моя работа перед камерами была практически экспромтом, хотя потом я танцевал Петра Леонтьевича и в Неаполе, и в Большом. Вот говорю – «танцевал», но его главная задача, весь смысл образа – в глазах, точных движениях, в том, как он воспринимает окружающее. Этот герой не нуждается в «мельтешне», он как связующий «кирпичик», необходимый для осмысления всего действа, поступков всех героев. «Анюта» поставлена в типичном русском направлении балета, в ней есть и драма, и мимика, а самое главное – это осмысленность роли, происходящего на сцене. Никаких движений ради движений. Если наш замысел будет понятен даже тому, кто вообще не читал Чехова, значит, наш труд не был напрасным», – считает Владимир Васильев.

Фото: © пресс-службf Татарского театра оперы и балета им. М. Джалиля 

Танцующий «нетанцующий»

Мэтр, конечно, немного лукавит, говоря о «нетанцующем» герое. В первом действии он очень активно прогуливался по бульвару с Петей и Андрюшей, партии которых на фестивале исполнили… девочки, учащиеся Казанского хореографического училища Виктория Томсон и Аниса Хуснутдинова. Его Павел Леонтьевич лихо забавляется с детьми, приходя в гости к уже замужней Анне, роль которой воплотила восходящая звезда Пермского театра оперы и балета Булган Рэнцэндорж.

Во втором действии он, счастливый за свою дочь, готов станцевать для любого гостя бала, не замечая, как публика потешается над ним, а аплодисменты Петр Леонтьевич воспринимает как искреннюю доброжелательность и благодарность, и продолжает танцевать, пока не упадет… В этой сцене видится отсылка к Чеховской же «Свадьбе», когда капитан Ревунов-Караулов, приглашенный в качестве свадебного генерала, кричит: «Человек, выведи меня отсюда»…

В роли Модеста Алексеевича выступил солист Большого театра Вячеслав Лопатин, остальные партии достались татарстанским артистам – Антону Полодюку (Артынов), Артему Белову (Его Сиятельство), Ильнуру Гайфуллину (Студент).  

Фото: © пресс-службf Татарского театра оперы и балета им. М. Джалиля 

«…Еще найду для себя подходящую роль»

О дальнейшей творческой судьбе легендарный танцовщик говорит так:
– До тех пор, пока ноги двигаются, я могу выходить на сцену. Никогда не думал, что в 82 года вновь придется воплотить роль Петра Леонтьевича.

Не за горами – очередной юбилей Владимира Васильева. Казань еще помнит премьеру к его 80-летию «И воссияет вечный свет» – спектакль-кроссовер на «Реквием» Моцарта. Примечательно, что сначала его увидели столице Татарстана, а уж потом спектакль отправился в первопрестольную. Поговаривают, что через три года мы снова увидит что-то необычное от великого танцовщика, сам же он немногословен: «Если я буду в состоянии, то – дай Бог. Возможно, это будет новый спектакль, в котором я найду для себя подходящую роль».

Фестиваль классического балета имени Рудольфа Нуриева продолжится в Татарском театре оперы и балета спектаклями «Лебединое озеро» – 26 мая, «Баядерка» – 28 мая и двумя гала-концертами 30 и 31 мая.

news_right_column_240_400