Начальник УГИБДД МВД по РТ Рустем Гарипов на специально созванной пресс-конференции, посвященной аварийности с начала этого года, а также мерам, которые ведомство предпринимает для профилактики ДТП, в своем докладе сделал упор на первой теме. Про работу Госавтоинспекции было сказано очень мало.
Гарипов вначале честно предупредил о том, что нужна помощь СМИ, чтобы донести до каждого человека, будь он водителем или пешеходом, опасность нарушения ПДД.
Он привел цифры, характеризующие непростую ситуацию на дорогах республики, - они неутешительные. Так, с января по 25 марта этого года в Татарстане зарегистрировано 549 ДТП. На дорогах за тот же период погибли 63 человека, пострадали еще 690. Для сравнения: за три последних месяца в ДТП погибло на 16 человек больше, чем за аналогичный период прошлого года.
Больше всего аварий с летальным исходом связано с выездом на встречную полосу и наездами на пешеходов. По этим причинам погибли с начала года 42 человека, из них 29 - при столкновении машин на встречном потоке, 15 пешеходов не выжили после того, как были сбиты автомобилем.
Более подробно Гарипов остановился на опасностях выезда на встречную полосу. По его словам, совершенно не принципиально, разрешен в данном месте обгон или нет. В 28 случаях из 29 люди гибли как раз там, где обгонять не запрещалось. Поэтому перед таким маневром надо 100-процентно убедиться, что занимаемая полоса свободна. При малейших сомнениях от обгона нужно отказаться. Особенно в темное время суток.
Что касается пешеходов, то 6 из 15 погибли по вине водителей, а 9 соответственно - по собственной вине. То есть переходили, а чаще перебегали дорогу в неположенном месте или на красный сигнал светофора. Еще немного статистики: 7 погибших пешеходов переходили дорогу в темное время суток. Гарипов еще раз напомнил о световозвращающих элементах на одежде. Если их нет, то водитель попросту не может вовремя заметить пешехода. Начальник ГИББД привел в пример Беларусь, где на законодательном уровне обязали граждан носить световозвращающие элементы и в населенных пунктах, и вне их. Так вот, там смертность на дорогах сразу упала на целых 70%. Такую впечатляющую цифру привел Гарипов. Ну и конечно, нужно всегда, переходя дорогу, внимательно смотреть по сторонам. Даже при зеленом сигнале светофора.
Гарипов отметил, что в этом плане маленькие дети намного дисциплинированнее взрослых и даже порой делают замечания старшим братьям и сестрам, а также родителям, нарушающим правила. Это результат внедренной в дошкольных учреждениях программы ГИБДД, в рамках которой автоинспекторы приходят в садики и рассказывают малышам о правилах поведения на дороге.
Кстати, о детях. Гарипов привел печальную статистику по несовершеннолетним: в 2023 году с их участием произошло 442 ДТП, а в 2022-м - 416. Всего за прошлый год на дорогах погибло 17 детей.
В связи с приведенными данными возникает вопрос: а какова статистика судебных приговоров по делам, связанным с причинением вреда здоровью или со смертью в ДТП? Однако Гарипов ответил корреспонденту, что подобной статистики в ГИБДД не ведут. Это все дело следственных органов и судов. На что хочется заметить: это ведь ключевой вопрос. Конечно, для большинства водителей сбить даже собаку - тяжкая моральная травма. Но если чаще говорить о неотвратимости и, главное, о суровости наказания, это будет дисциплинировать водителей, побудит их стать внимательнее на дорогах.
В ходе общения журналисты подняли и тему начинающегося сезона электросамокатов и велосипедов. Порой очень опасно ведут себя курьеры, игнорируя правила дорожного движения. Гарипов заметил только, что по этому вопросу их ведомство активно взаимодействует со службами доставки и операторами, предоставляющими электросамокаты в аренду. Правда, пока заметных продвижений в этом деле не видно и становится все более рискованно просто прогуливаться по городу.