Военные дороги ветерана Истомина

На свои 90 лет Алексей Викторович Истомин никак не тянет. С натяжкой дашь 75. А вот душой он молод и энергичен, готов заниматься без устали общественными делами. Сейчас перед ним две основные задачи: собрать как можно больше информации об уроженцах Татарии - Героях Советского Союза, Социалистического Труда и пропагандировать патриотизм в школах и вузах.

news_top_970_100

Стараниям ветеранов, историков и иных специалистов в Казани вышла большая Книга Героев, где собраны сведения о Героях Советского Союза, судьба которых так или иначе связана с нашей республикой, - говорит Алексей Викторович. - Но исследовательская работа на этом не остановилась. Мы, а это совет ветеранов Казани, руководство Музея-мемориала Великой Отечественной войны, хотим собрать информацию обо всех героях Татарстана, в том числе и труда. И здесь помощь молодого поколения нам ой как нужна. Они ведь дюже грамотные, все владеют компьютерами, новыми технологиями. Им ничего не стоит собрать информацию, вести переписку с зарубежными странами. Мы делаем на них - активных, патриотичных - основную ставку.

Алексей Викторович, говоря о молодежи, имеет в виду встречи со школьниками и студентами. Ветеран старается при каждой возможности видеться с ними и рассказывать о войне, о том, как страна его молодости смогла выстоять в годы самой разрушительной войны.

- Призвали меня в октябре 1943 года, когда только-только исполнилось 17 лет, - вспоминает Алексей Викторович. - На фронт сразу не отправили, куда там! Мы ведь все недокормленные были, худые. Направили на курсы подготовки военных водителей в город Вельск. А вот через полгодика, когда были получены права, исполнилось 18 лет и уже набраны необходимые килограммы, направили нас служить в действующие войска ПВО Ленинградского фронта - в морской порт Архангельска.

Военные историки, специалисты прекрасно знают, какое значение имел архангельский порт в годы Великой Отечественной войны. Сюда поступали важные грузы для нашего фронта из Англии и Америки.

- Водители были незаменимыми в этой налаженной системе, - говорит ветеран. - Надо было всегда быть готовым к авиабомбежкам, чтобы вовремя передислоцировать зенитные установки, подвезти боеприпасы. Ну и конечно же, заниматься своим прямым предназначением - развозить поступившие грузы.

А затем был Вильнюс, куда молодого водителя в составе воинской части ПВО перебросили для прохождения дальнейшей службы. В то время, в 1944 году, уже была снята блокада Ленинграда, Крым освобожден от фашистов, успешно завершилась операция «Багратион» и освобожден Минск. В мае 1944 года освободили Вильнюс, Таллин и Ригу. К осени 1944 года от фашистов была очищена территория Советского Союза. Началось освобождение порабощенной гитлеровцами Европы. 

- Мы добирались военным эшелоном до места назначения целый месяц, по дороге отбивая воздушные атаки противника, - продолжает рассказ Алексей Викторович. - Литва встретила нас разрухой. Вильнюс был сильно разрушен, дороги завалены битым кирпичом, искореженным металлом. В городе не было электричества, воды. Главный мост через реку Вилейко взорван. У нас начались военные будни, а вот после, уже весной 1945 года, нам пришлось участвовать в пленении укрывавшихся в прибалтийских лесах немцев, власовцев, белолатышей. Вот здесь для нас, не видевших реальных полевых сражений молодых солдат, случилось боевое крещение. Бандиты были отчаянными головорезами, не щадили никого. В дремучих лесах развернулась настоящая война. К сожалению, были жертвы. Погибли и мои друзья-сослуживцы.

День победы Алексей Викторович праздновал в Вильнюсе. Он уже находился в звании ефрейтора. Но демобилизация для него, как и для тысяч бойцов Советской Армии, не случилась. Впереди были годы службы в Выборге, немецком городке Магдебурге, Казанском кремле, заполярном городе Кондалакше. И только в 1968 году, выйдя в запас, Алексей Викторович начал гражданскую жизнь, но при этом никогда не забывал о военных годах и подвиге нашего народа.

news_right_column_240_400
news_bot_970_100