Сокол-балобан — редкий вид птиц, который занесен в Красные книги Международного союза охраны природы, России и Татарстана. Его вид нуждается не только в охране, но и в принятии экстренных мер, которые направлены на развитие его популяции, считают орнитологи республики. Волжско-Камская популяция сокола-балобана исчезла в конце 20 века. В последний раз гнездование с в республике было зафиксировано в 1974 году.
Проект для возрождения хищных птиц
В Татарстане запускается проект по реинтродукции соколов. Площадкой проекта стала территория Камско-Устьинского района. Он реализуется при поддержке Центра реабилитации хищных птиц «Холзан», расположенного в Свердловской области.
В Камско-Устьинский район привезут десять пар птенцов, установят хэки для птиц, организуют палаточный лагерь волонтеров, которые будут их кормить и охранять в течение трех месяцев, а затем выпустят подросших соклово в естественную среду обитания. Волонтером сможет стать каждый, информация появится на сайте Минэкологии РТ.
«Идея проекта возникла еще в прошлом году, весь прошлый год мы с научными коллегами готовились к его реализации. Проекты по сохранению соколов активно развиваются в России, к ним проявляет интерес международное сообщество, коллеги из Арабских Эмиратов», — сказала Ольга Манидичева, заместитель министра экологии и природных ресурсов республики.
Проект краткосрочный, он рассчитан только на лето этого года. Как говорят эксперты-ученые, этот эксперимент вне всяких сомнений заслуживает внимания. В него привлечены профессионалы, которые способны дать популяции положительную динамику.
«Этот сокол — крупная и хищная птица. Все, что касается невольного содержания, выращивания, выведения и прочих технических моментов, связанных именно с любой птицей вызывают сложности. Не говоря уже о соколах, о хищных птицах, это не утенок и не цыпленок», — говорит Ильгизар Рахимов, орнитолог, заведующий кафедрой биоэкологии КФУ.
Технология размножения птиц в неволе отработана, но еще есть вторая составляющая.
«Но мы еще и говорим о реинтродукции, то возвращении этого вида в пределы нашей республики. Действительно, этот вид гнездился на нашей территории и описан еще нашими недалекими учителями. Сейчас этот вид является крайне залетным. В последние десятилетия практически единичные случаи отмечены залета данной птицы. Приблизительно десять лет назад я встретил сокола-балобана в Кукморском районе. Уникальный случай, потому что птица тяготеет к южным районам. Такие отдельные случаи замечены в некоторых южных районах республики», — рассказал Рахимов.
«Никто из браконьеров за соколами не охотится»
Балобан исчезает из-за браконьеров, которые ловят его для вывоза в страны, где популярна соколиная охота, а также гибели птиц на линиях электропередач и по другим причинам. Их популяция неуклонно снижается.
«Никто из браконьеров за соколами не охотится. Кто постарше, может быть помнит, как в 50-60-х годах была мощная акция по борьбе с хищными птицами, их отстреливали. Причиной послужило, скажем так, что нерадивые хозяйки выпускали погулять цыплят. Все стали косо смотреть на хищных птиц. Это привело к тому, что практически по всему миру численность большинства хищных птиц просто сократилось», — говорит орниетолог.
«Соколиная охота – наследие Татарстана и возрождение популяции»
Также на возрождение редкого вида птиц повлияет и соколиная охота. Соколиная охота входит в список нематериального культурного наследия Татарстана, ее возрождение несет большое значение во вклад традиций народов республики.
«19 декабря 2022 года Министерство культуры Российской федерации внесло традиции русской соколиной охоты в Федеральный реестр объектов нематериального культурного наследия народов России. Соколиная охота помогает возрождать редкие виды птиц. Вот Верхне-Услонский район – почему на гербе изображен сокол: всем историкам известно, что в 16-17 веках там была развита соколиная охота. Петропавловскую и Введенскую слободы построили сокольники еще при Иване Грозном», — рассказал Ильдар Еналеев, президент НКО Союз любителей соколиной охоты и охраны хищных птиц «Русский сокол».
Помимо этого, в 2000 году в Казани при раскопке котлована под мечеть Кул-Шариф, на глубине 18 лопатных штыков был обнаружен клобучок – шапочка, которая одевается соколу на голову, он применяется только в соколиной охоте. Она была датирована первой половиной 15 века.
«То есть соколиная охота на казанской земле была еще до «грозненских» времен, поэтому возродить это нематериальное наследие наш долг. Сокольники будут способствовать популяризации, актуализации и охране редких видов этих птиц», — добавил Еналеев.
В Западной Европе и Северной Америке объединение тысяч сокольников называются «Охраной хищных птиц и соколиной охотой».
«То есть соколиные охотники так таковой охотой не занимаются. Они содержат ловчих птиц, пускают в свободный полет, тренируют, даже притравливают под искусственную дичь. Но как история и культура она [охота] все больше востребована. Яркий пример — это арабские страны. Да, у арабов это царская, шикарная забава, но развита она не из-за этого. В первую очередь арабы передают эту культуру, умение содержать и охотиться с птицами из поколения в поколение. Они трепетно относятся к этим соколам, и балобы это традиционно арабские птицы. И если наша республика поддерживает отношения Россия — исламский мир, то соколиная охота, это вторая религия после ислама», — говорит президент любителей соколиной охоты.
На данный момент в Татарстане нет соколиных клубов, но в России они есть. Как рассказал Еналеев, казанской сокольнической школе уже более 40 лет. Там в конце 70-х годов уже вынашивали ястребов, соколов. В конце 80-х были первые эксперименты по использованию ловчих птиц. Сейчас все это планируется возрождать.