Врачи больше не будут рекламировать лекарства

Вступивший в силу с 1 июля нынешнего года новый Закон «О рекламе» кого-то обрадует, кого-то огорчит. Ясно одно: возможностей вводить потребителя в заблуждение неэтичной рекламой станет гораздо меньше. Особенно внимательными придется стать рекламодателям в области медицины.

news_top_970_100

Помните ставший уже классическим образ глянцево-доброжелательного врача Марии, которая убеждала нас, рекламируя лекарственный препарат: "Я и сама его принимаю!"? Много воды с тех пор утекло, и скольких врачей мы перевидали на экранах телевизоров, и что только они нам не предлагали! От гигиенических прокладок и зубной пасты до средств от геморроя и простатита. И вот свершилось. Отныне запрещается использовать образ медработника в рекламе лекарственных средств, а вот в рекламе медицинских услуг и средств личной гигиены - пожалуйста. И правильно: врач должен рекомендовать лекарство, обращаясь к конкретному больному в кабинете, а не к многомиллионной аудитории с экрана телевизора. Только любопытно, какому персонажу теперь доверят рекламу лекарств?

А вот еще новшество: реклама лекарственных средств не должна содержать ссылки на конкретные случаи излечения от заболеваний, улучшения состояния здоровья человека в результате применения объекта рекламирования. То есть, видимо, жизнерадостные рассказы Марьиванн и Палпетровичей о том, как круто изменилась их жизнь в результате применения такого-то лекарства, отныне из рекламы должны исчезнуть. Равно как запрещены и ссылки на то, что данные об эффективности лекарственного препарата подтверждены "клиническими исследованиями", с помощью которых создается представление о преимуществах рекламируемого средства.

В рекламе лекарственных средств запрещается содержать утверждения о том, что безопасность и (или) эффективность объекта рекламирования гарантированы его естественным происхождением. То есть нельзя утверждать, что растительное происхождение лекарственного препарата, являющегося экстрактом какой-нибудь травки, является гарантией его безопасности. Верно: мысль "натуральный - подразумеваем безопасный" - стала обыденным явлением рекламы лекарств, но это далеко не истина.

А сколько раз в рекламе лекарств нам ненавязчиво давали понять, что у нас, прямо как по К.Джерому, есть все болезни, перечисленные в медицинской энциклопедии, кроме родильной горячки. Теперь этому беспределу положат конец: отныне содержать утверждения или предположения о наличии у потребителей рекламы тех или иных заболеваний либо расстройств здоровья запрещается. Создавать впечатление о необходимости применения можно лишь в отношении лекарственных средств, применяемых для профилактики заболеваний.

Кстати, о беременности. Рекламу проведения абортов приходится видеть почти так же часто, как "приворожу" или "сниму порчу" и примерно в том же стиле. Теперь реклама медицинских услуг по искусственному прерыванию беременности должна содержать предупреждение о возможности наступления вредных последствий для здоровья женщины. Видимо, это должно звучать примерно так: "Оказываем услуги по искусственному прерыванию беременности. Минздрав предупреждает: аборт может причинить вред вашему здоровью".

Вне закона о рекламе и намеки на то, что "Н ... н" на ужин - и врач не нужен", то есть запрещено создавать впечатление ненужности обращения к врачу и гарантировать положительное действие лекарства, его безопасность и отсутствие побочных действий. Реклама лекарственных средств, медицинских услуг, в том числе методов лечения, медицинской техники, должна сопровождаться предупреждением о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов.

Заметим, что большинство этих положений не распространяется на рекламу, предназначенную исключительно для медицинских и фармацевтических работников, рекламу, распространяемую в местах проведения медицинских или фармацевтических выставок, конференций и подобных мероприятий, на рекламу, размещенную в печатных изданиях, предназначенных для медицинских и фармацевтических работников.

В общем, закон - это хорошо. А его знание - еще лучше. И пусть оно поможет вам не напороться на те подводные камни, которые таятся в море рекламной продукции.

(Автор выражает благодарность юристу отдела правовой защиты потребительского рынка и претензионной работы Госалькогольинспекции РТ Диляре Салаватовой за содействие при подготовке материала.)

news_right_column_240_400