Но в суете мы забываем о том, что будет представлять в дни празднования наше культурное самосознание, - об исконно татарских промыслах и ремеслах! А ведь продукция этих уникальных видов производства говорит об уровне развития нашего этноса, его истории. Сможем ли мы гордиться представленными изделиями декоративно-прикладного искусства, олицетворяющими культуру народов Татарстана? Вполне, считает генеральный директор Центра развития народных художественных промыслов и ремесел республики Нури Мустафаев.
Дорогие,
но уникальные
- Сегодня в силу объективных причин исчезают традиционные промыслы, которые веками развивались на территории нашего государства, представляли его этническое и национальное достоинство, - говорит Нури Амдиевич. - Но мы стараемся их возродить и сохранить. У нас есть фабрика узорного ткачества в Алексеевском, Арская фабрика национальной обуви, возрождается производство финифте-бугорчатой скани. Мы не имеем права это растерять. Иначе, вполне возможно, через поколение татары забудут, что они татары - их не будут окружать вещи, которые бы напоминали об этом, не будут работать мастера, способные вручную изготавливать предметы, используя древние традиции народов Татарстана. Дешевый товар китайского производства заполнил прилавки наших магазинов. Сейчас практически в каждом магазине можно увидеть такие поделки, претендующие на статус декоративно-прикладных изделий. Удивительно, но они стали альтернативой национальным изделиям, которые являются продуктом высокого искусства. Ведь мы покупаем эту продукцию, чтобы сделать дом уютнее. Теперь в наших домах поделки из стран Азии. А о неповторимости наших изделий мы забываем. Считается, что татарский промысел сводится лишь к пошиву тюбетеек. Но ведь существует и прекрасная национальная кожаная мозаика, деревянная резьба, керамика.
- А где можно купить такие изделия?
- С нашей помощью открыт специализированный магазин-художественный салон "Богема" на улице Кирова, почти во всех крупных магазинах открыты сувенирные отделы. С 3 по 7 марта в НКЦ "Казань" проводится большая выставка изделий художественных промыслов, ремесел и сувенирной продукции. Пусть туда придут те, кто хочет сделать презент своим любимым, родителям, близким. Наверное, лучше преподнести в подарок не "французскую бутылочку польских духов" или китайскую поделку, а изящный татарский, искусно сделанный вручную кисет, косметичку, очечник - предмет, который действительно станет дорогим сердцу украшением.
- Как правило, такие вещи очень дорого стоят.
- Не спорю, ручная работа действительно дорога. Но каждое такое изделие уникально. Мастер не может произвести точную его копию, в их работах проявляется наша этническая принадлежность к особой культуре. Печально, что сегодня нет стабильной государственной поддержки этой отрасли. Тем не менее на прошедшем недавно в Нижнем Новгороде всероссийском совещании Татарстан получил похвалу за особое внимание к народному творчеству. Именно в республике три года назад была принята Программа развития художественных промыслов и ремесел до 2006 года. У нас действует Экспертный совет РТ по народным промыслам. И именно мы первыми предприняли попытку активного продвижения наших изделий за рубеж. Нам удалось в течение двух прошедших лет представить экспозицию Республики Татарстан на пяти форумах за рубежом. Это международные выставки-форумы в Лиссабоне, Париже, Мюнхене, Кайне, Дижоне. И успех, который нам сопутствовал, - результат государственной поддержки. На 35 квадратных метрах были экспонированы коллекции основных направлений художественных промыслов РТ. В то время как наши коллеги, например из Германии, арендовали 2,5 тысячи кв. м. Очень приятно, что наша коллекция была одной из самых популярных и приковала к себе пристальное внимание, и мы получили тогда сертификат качества и золотой диплом. Но сделан только один шаг, чтобы засвидетельствовать качество наших товаров за рубежом. Ибо мало произвести - нужно еще и продать.
- Как трудно это сделать?
- Есть такой негласный закон на международных выставках: первый раз на тебя посмотрят, во второй - будут разговаривать и возьмут пару предметов, в третий - вас воспринимают серьезным партнером и начинают заключать контракты. Сколько было желающих заключить с нами соглашения на поставку изделий в шикарные бутики Европы! Для многих и одного раза оказалось достаточным, чтобы оценить нас по достоинству. Привезенные товары вызвали серьезный интерес не только у любителей красоты, но и у экономистов, предпринимателей, политиков, историков. Однако они ждут, когда мы приедем в этом году. На протяжении двух лет мы нащупывали пути к мировому рынку, добивались права участвовать на оптовых ярмарках, хотели показать, что есть такие татарские промыслы и что эта продукция пожет быть очень востребована.
Мы можем
не успеть...
- А что, Татарстан в этом году отказывается участвовать в выставках?
- К сожалению, это так. Мы можем потерять доверие партнеров, а выставочные центры перестанут принимать нас как серьезных экспонентов, ведь остается сделать усилие, чтобы перейти на массовое производство - построить цеха, - уверен Нури Амдиевич. - Успех наших изделий на выставках в мировых столицах доказал целесообразность этого. Но необходимо создание методических и информационных предпосылок и обеспечение стабильной государственной поддержки в этой области. В первом направлении было сделано многое. Например, нам удалось выпустить большое академическое издание "Татарский народный орнамент" - появились возможности для притока большого количества молодых мастеров. Что касается второго направления, то правительство на сегодняшний день, к сожалению, считает нужным не осуществлять государственную поддержку народных художественных промыслов и ремесел республики. В результате мы уже отказались от участия в торговой ассамблее восточных стран в Дубае, куда Россия рекомендовала именно нас! Не участвуем в выставке во Флоренции, в Милане, где ожидается 2,5 млн. человек и 30 тысяч специалистов, во Франции, где будет праздноваться 60-летие высадки американских войск и куда съедутся пол-Америки и вся Европа. Очень стыдно, что Татарстан не может выделить сумму, равную стоимости всего одного автомобиля для перевозки чиновника, чтобы представить свои высокохудожественные изделия на мировом рынке. А если мы не будем участвовать в выставках сейчас, потеряем рынок в Европе на многие годы.
- На что же нам можно рассчитывать?
- Хочется верить, что, несмотря ни на что, нам удастся представить экспозицию изделий республики на выставке художественных ремесел в Лиссабоне. Всем известно, что в этом году в Португалии пройдут чемпионат мира по футболу. К сожалению, ситуация сложилась такая, что сегодня под ударом находится вся промыслово-сувенирная деятельность Татарстана - и это перед тысячелетием Казани. В 2005 году мы не успеем ничего сделать, ведь только для того, чтобы построить мастерские, требуется 3 - 4 месяца. Что же мы представим тогда гостям нашей любимой столицы, которые съедутся к нам на празднование юбилея?
- Какие средства нужны для осуществления ваших планов?
- Для реализации в этом году Программы по развитию художественных промыслов и ремесел необходимо всего 150 тысяч долларов. Но и этого нам не предоставляют! Говорят: берите кредиты. Но тогда изделия будут стоить в 3 раза дороже и их никто не купит. Все государства поддерживают свое национальное творчество. А мы становимся космополитичными, аморфными людьми без своей традиционной истории!
"Пусть будет
сто художников, нежели один полиэтиленщик"
- Наверное, люди понимают: шины сотрутся, полиэтилен порвется, нефть кончится, - все это преходяще! - замечает Нури Мустафаев. - Но нельзя терять национальное лицо. Мы будем татарами, будем говорить на татарском языке, но у нас не станет мастеров, которые бы воспроизводили наше культурное самосознание в искусстве художественных промыслов и ремесел. Значит, у нашего этноса нет будущего. Мы создаем национальные музеи для того, чтобы люди приходили и видели, как богата история его народа. А лучше всего ее иллюстрируют произведения декоративно-прикладного искусства. И если сейчас мы упустим момент, через некоторое время в два раза труднее станет доказывать наше право участвовать в международных форумах и добиваться признания национального исторического прошлого.
- Выходит, что, получив признание на мировом уровне, вам приходится что-то доказывать на родине?
- Дело в государственных приоритетах. Я, конечно, понимаю: нефтехимия и другие важные для республики отрасли экономики требуют серьезных вложений и внимания. Но в то же время нельзя забывать, что без духовного развития наш народ лишится культурного самосознания. Несмотря на то что за два года мы сумели оживить художественные промыслы и ремесла, сейчас снова стоим можем все потерять! Мы поднялись действительно высоко. Но нужно закрепиться на этой высоте, иначе упадем очень низко. Мы должны думать о том, чтобы завтра или послезавтра поколение, которое придет после нас, сказало нам за это спасибо.
Например, нам удалось выпустить большое академическое издание «Татарский народный орнамент» - появились возможности для притока большого количества молодых мастеров. Что касается второго направления, то правительство на сегодняшний день, к сожалению, считает нужным не осуществлять государственную поддержку народных художественных промыслов и ремесел республики. В результате мы уже отказались от участия в торговой ассамблее восточных стран в Дубае, куда Россия рекомендовала именно нас! Не участвуем в выставке во Флоренции, в Милане, где ожидается 2,5 млн. человек и 30 тысяч специалистов, во Франции, где будет праздноваться 60-летие высадки американских войск и куда съедутся пол-Америки и вся Европа. Очень стыдно, что Татарстан не может выделить сумму, равную стоимости всего одного автомобиля для перевозки чиновника, чтобы представить свои высокохудожественные изделия на мировом рынке. А если мы не будем участвовать в выставках сейчас, потеряем рынок в Европе на многие годы.
- На что же нам можно рассчитывать?
- Хочется верить, что, несмотря ни на что, нам удастся представить экспозицию изделий республики на выставке художественных ремесел в Лиссабоне. Всем известно, что в этом году в Португалии пройдут чемпионат мира по футболу. К сожалению, ситуация сложилась такая, что сегодня под ударом находится вся промыслово-сувенирная деятельность Татарстана - и это перед тысячелетием Казани. В 2005 году мы не успеем ничего сделать, ведь только для того, чтобы построить мастерские, требуется 3 - 4 месяца. Что же мы представим тогда гостям нашей любимой столицы, которые съедутся к нам на празднование юбилея?
- Какие средства нужны для осуществления ваших планов?
- Для реализации в этом году Программы по развитию художественных промыслов и ремесел необходимо всего 150 тысяч долларов. Но и этого нам не предоставляют! Говорят: берите кредиты. Но тогда изделия будут стоить в 3 раза дороже и их никто не купит. Все государства поддерживают свое национальное творчество. А мы становимся космополитичными, аморфными людьми без своей традиционной истории!
«Пусть будет
сто художников, нежели один полиэтиленщик»
- Наверное, люди понимают: шины сотрутся, полиэтилен порвется, нефть кончится, - все это преходяще! - замечает Нури Мустафаев. - Но нельзя терять национальное лицо. Мы будем татарами, будем говорить на татарском языке, но у нас не станет мастеров, которые бы воспроизводили наше культурное самосознание в искусстве художественных промыслов и ремесел. Значит, у нашего этноса нет будущего. Мы создаем национальные музеи для того, чтобы люди приходили и видели, как богата история его народа. А лучше всего ее иллюстрируют произведения декоративно-прикладного искусства. И если сейчас мы упустим момент, через некоторое время в два раза труднее станет доказывать наше право участвовать в международных форумах и добиваться признания национального исторического прошлого.
- Выходит, что, получив признание на мировом уровне, вам приходится что-то доказывать на родине?
- Дело в государственных приоритетах. Я, конечно, понимаю: нефтехимия и другие важные для республики отрасли экономики требуют серьезных вложений и внимания. Но в то же время нельзя забывать, что без духовного развития наш народ лишится культурного самосознания. Несмотря на то что за два года мы сумели оживить художественные промыслы и ремесла, сейчас снова стоим можем все потерять! Мы поднялись действительно высоко. Но нужно закрепиться на этой высоте, иначе упадем очень низко. Мы должны думать о том, чтобы завтра или послезавтра поколение, которое придет после нас, сказало нам за это спасибо.
Зуфар ДАВЛЕТШИН.