Весна - время обновления, рождения природы, хозяйственных работ. Весна на Руси воспринималась как живое существо: «Весна начинается, как дева красотою украшается». И представлялась она древним славянам в женском обличье, богини Рожаницы Лада и Леля изображались с распущенными волосами. Лада - покровительница семьи, любви и красоты. Леля, Ляля - дочь богини Лады, олицетворение весны. В Белоруссии и сегодня выражение «пригожая як Ляля» воспринимается дословно: красивая как весна.
На обрядовом весеннем пиршестве молодежь собиралась на лугу, выбирали красивую девушку, нарекали ее Лелей, водили хороводы, плели венки для гадания на суженого. Сегодня пожелание жить в ладу, игра с ребенком в ладушки - еще с тех времен.
Богиня Макош или Мокош - посредница между небом и землей, олицетворение женской силы, мать урожая. Ей отводилась роль провидицы, Макош изображали за прялкой и с веретеном в руках - она пряла судьбу человека. Кош - кошелек, корзина, а еще кош, кощь означает жребий, судьбу. Ма кош - моя корзина изобилия, благополучия. Ее изображение сохранилось в вышивке как женщины с распущенными волосами, воздевшей руки к небу, словно вымаливающей дождь, либо распростершей руки, как будто оберегающей колосья пшеницы.
Не случайно женские божества, символизирующие плодородие, изображались с распущенными волосами. Считалось, что волосы обладают магической силой. Сколько сказок повествует об этом: вырвал волос - загадал желание! Волосы - сосредоточение жизненных сил. С их помощью можно светлую силу обратить в нечистую. Народное поверье: если три года волосы не расчесывать, ходить при этом не подпоясавшись, то можно обратиться в черта. Верили, если выпавшие волосы собрать, положить в обувь под пятку, то волосы вырастут до пят. А если волосы расчесывать в поле - будут густые как рожь. Расчесывать у вербы да с песней «Верба, верба, дай мне волосы в три пояса» - вырастут длинные, красивые.
У молодых были свои хитрости. Парни знали, коли три волоса, закрученных колечком, носить за пазухой или в ладанке, девушка непременно полюбит. Женщине ходить с непокрытой головой строго воспрещалось. В народе женщина с неприбранной головой нарекалась не иначе как кикимора, ведьма. О такой говорили еще: простоволоска, пустоволоска, косматка. Поэтому «опростоволоситься» означает «опозориться». Нарушавшая запрет могла стать предвестником неурожая, привлечь враждебные силы: «домовой-дворовой за волосы истащит». Боялись во время грозы выбежать с непокрытой головой: убьет.
Распускать волосы было принято только во время обрядов. Струящиеся волосы символизировали дождь, расчесывая их, сняв при этом пояс, призывали живительную влагу. Пояс - это преграда. У него своя магия. Когда мяли лен - распускали волосы, чтобы лен был мягок, как волосы.
Образ богини Макош со временем преобразовался, сохранился в христианстве как Параскева Пятница. Она покровительница брака, семьи. По пятницам запрещалось работать, строго наказывали ту, которая нарушала запрет. В страстной четверг женщине мог явиться образ Параскевы Пятницы, подбивавшей хозяюшку не сидеть сложа руки. Если женщина не соглашалась, отказывалась от работы, ее ждали удачи в делах. А ту, которая поддалась на уговоры, Параскева Пятница могла превратить в лягушку.
Считалось, что лягушки - люди, утонувшие во время Всемирного потопа. Говорили, наступит время, когда лягушки опять станут людьми, поэтому их нельзя убивать. Нарушившего запрет ждет страшная кара, например, у девушки дух лягушки заберет красоту. Глубинные родственные связи человека и животных упоминаются в сказках с превращениями. Место лягушки - под порогом, она хозяйка дома. Поселившуюся на дворе лягушку не выгоняли, а старались задобрить.
Среди народных традиций есть те, которые соблюдаются и сегодня. Например, каждый год у нас принято провожать зиму, встречать весну. Весна - сакральное время, когда можно строить смелые планы и идти вперед.