13 марта в Казани открылся Х международный фестиваль L’arte del arco. Поделиться «искусством смычка» и дать юным музыкантам мастер-классы в Татарстан приехали четверо российских мастеров, японская скрипачка, а к четвертому концерту фестиваля к ним присоединиться московский оркестр аутентичной барочной музыки Pratum Integrum.
«Когда-нибудь вы будете гордиться…»
Как заметил на концерте-открытии художественный руководитель камерного оркестра La Primavera, создатель фестиваля Рустем Абязов, почти все 10 лет этот праздник струнной музыки открывается в непростых условиях. Так, открытие четвертого фестиваля чуть не сорвал французский скрипач Жиль Апап, которому в последний момент отказали в визе. Далее следовал год начала пандемии – в марте 2020 года первый концерт стал одновременно и закрытием – был объявлен локдаун.
В прошлом году из-за того же коронавируса въехать в страну не смогли зарубежные гости, в этот раз по понятным причинам они так же отсутствуют. Причем, программа фестиваля была объявлена в середине февраля, в ней значились музыканты из Франции, Венгрии и Бельгии, но буквально за пару недель они отказались от визита в страну, выразив надежду быть на будущих фестивалях.
Однако «импортозамещение, как выразился Рустем Абязов, было сделано довольно быстро и без потерь в качестве. Блеснуть своим искусством в Татарстан приехали педагоги Московский консерватории, скрипач Александр Тростянский и альтист Сергей Полтавский – они выступили с оркестром La Primavera на открытии.
Второй день казанской части фестиваля украсили руководитель московского оркестра «Новая Камерата», альтист Павел Романенко, первый концертмейстер группы виолончелей Большого театра Петр Кондрашин и… японская скрипачка, студентка Московской консерватории Кокоро Имагава. «Когда-нибудь вы будете гордиться, что стояли рядом с такими звездами», – представил гостей журналистам создатель фестиваля.
«Вся соль – в мастер-классах!»
Важно отметить, что L’arte del arco начался еще до открытия. Все музыканты накануне дали мастер-классы учащимся и студентам казанских музыкальных заведений – традиционно, это важнейшая часть фестиваля.
– Я сам помню себя учеником музыкальной школы и по себе знаю, как важно начинающему музыканту, артисту быть рядом, общаться «вживую» и перенимать опыт у именитых мастеров. По моему мнению, мастер-классы можно назвать даже более значимой частью фестиваля, нежели сами концерты, – признался Павел Романенко.
С этим нельзя не согласиться, ведь помимо чувства сопричастности к чему-то общему, большому и важному, дети присматриваются к людям своей профессии – а каким буду я через 10-20 лет? Еще один момент отметил Александр Тростянский:
– В последние годы записывается очень много дисков разными музыкантами, все они доступны самому широкому слушателю через интернет. Благодаря высоким технологиям, звук там действительно идеальный, студийное исполнение – детально выверенное. Слушатель привыкает и такого же исполнения ждет от артистов на концерте. Однако, поверьте, «стерильный» – это не живой, искусство не должно быть стерильным, исполнитель тогда теряет свою индивидуальность! Я уверен, об этом же говорю на своих занятиях, что можно допустить фальшивую ноту, но равнодушное исполнение – никогда.
Где искать верные ответы
Действительно, равнодушием на первом, как, впрочем, на всех концертах камерного оркестра и проектах Рустема Абязова, и не пахло. Открыла фестиваль соната «Арпеджионе» Ференца Шуберта, в которой под аккомпанемент La Primavera солировал Сергей Полтавский. Музыкант уверен, что именно в сложной, напряженной обстановке именно классика, как и современное искусство, становятся более значимыми. Прекрасное, духовное и подсказывает верные ответы на волнующие вопросы.
Вслед за альтистом выступил скрипач, в исполнении Александра Тростянского прозвучали Интродукция и рондо-каприччио Камиля Сен-Санса. Второе отделение открылось сюрпризом, пусть и ожидаемым. Традиционно Рустем Абязов включает в программу фестиваля некую коллаборацию своих гостей, которые не только солируют с оркестром, но отдельные номера исполняют дуэтом. Так, на сцене без ансамбля скрипач и альтист представили великолепнейшую Пассакалию Георга Генделя и Юхана Хальфорсена.
Казалось бы, Концертная симфония для скрипки, альта и оркестра Моцарта завершит программу первого фестивального вечера, но зрители просто так артистов отпустить не согласились. «На бис» прозвучала «Сицилиана» Марии Терезии фон Парадис в исполнении всех участников концерта.
За техникой – в Россию
Во второй день, 15 марта, на сцену ГБКЗ поднялись Петр Кондрашин, Павел Романенко и Кокоро Имагава. Скрипачка из Японии стала единственной представительницей зарубежья, потому что вот уже четыре года учится в Московской консерватории. Интересно, что только с приездом в Россию она начала учить русский язык, и сегодня ей вполне удается бегло говорить на нем:
– Конечно, поначалу мне было трудно, однако сюда я приехала, закончив в 2017 году школу в классе Реико Отани по системе Сузуки. В Московской консерватории я занимаюсь в классе Сергея Кравченко, и смогла оценить, насколько серьезная подготовка у моих российских однокурсников. Технические навыки мне помогла наверстать активная гастрольная деятельность, я даю сольные концерты, а также выступаю с замечательными коллективами, в том числе с La Primavera.
На сладкое – аутентичное барокко
Рустем Абязов отметил, что на всех концертах будет вестись запись. Ею оркестр поделиться с зарубежными коллегами, которые не смогли приехать на фестиваль. Кроме того, аудио с концерта отправиться и на радио «Орфей» – эта радиостанция часто ставит в эфир камерный оркестр.
Впереди – концерты в Нижнекамске и Набережных Челнах. Завершит фестиваль выступление оркестра Pratum Integrum 18 марта в БКЗ. Этот коллектив уникален тем, что исполняет музыку барокко и классицизма на исторических инструментах, подлинниках или точных копиях XVIII века. В дискографии коллектива – 15 дисков, оркестр выступает по всему миру с большим успехом, предлагая публике много малоизвестных сочинений. Так, в Казани прозвучат Концерт Антонио Вивальди, соната «Покинутая Дидона» Джузеппе Тартини и многое другое.
– Я давно мечтал пригласить этот коллектив в Казань, и теперь тем более счастлив, что оркестр даст на фестивале сразу два концерта, в том числе, в Набережных Челнах, а также проведет в Казани мастер-классы для юных музыкантов, – признался Рустем Абязов.