Художник-кочевник из Казани отправился в путешествие по Казахстану с передвижной выставкой

​​​​​​​В казахстанском городе Семей области Абай проходит персональная «Кочевая выставка» мастера рисунка в стиле импрессионизм Арыслана Ибрахим.

news_top_970_100
Автор фото: Альбина Хузина, Дилянур Ахунжанова

Впечатлившись романом о племени хунну, автор из Татарстана отправился в этнографическое путешествие по Казахстану, чтобы увидеть то, что сохранилось в этой стране от кочевой культуры. Ощущения от каждого нового города и его обитателей художник намерен оставлять на полотнах, которые по итогу поисков себя составят основу уникальной выставки.

Арыслан Ибрахим – 30-летний талантливый художник, который  вырос в городе на севере, 6 лет назад обрел свою татарскую идентичность, переехав в Казань, и вот уж полгода исследует тюркскую часть себя в столице Казахстана – Астане.

«Кочевая выставка» Арыслана Ибрахима.

Фото: © Дилянур Ахунжанова

5 лет назад Арыслан познакомился с творчеством татарского писателя Нурихана Фаттаха. Его произведение «Свистящие стрелы», изданное отдельным томом в 1984 году, открыло молодому художнику новый мир  – мир тюрков, предков, истоков. Одни рецензенты считают, что роман-дилогия о народе хунну имеет в творчестве Фаттаха такое же значение, как «Мастер и Маргарита» для Булгакова, другие пишут по его роману научные работы, а Арыслан посвятил произведению серию иллюстраций, которые стали основой «Кочевой выставки» в Казахстане.

Этот первый фрагмент выставки является художественным сопровождением к роману. В будущем Арыслан хочет издать подарочный вариант книги татарского писателя в красивом оформлении, сопроводив его «кочевой коллекцией». А пока он демонстрирует свои художественные ощущения от романа казахстанцам.

Арыслан хочет издать подарочный вариант книги татарского писателя Нурихана Фаттаха,

сопроводив его «кочевой коллекцией». 

Фото: © Альбина Хузина

В Казахстан он приехал не случайно. Открыв для себя новый мир, Арыслан Ибрахим решил докопаться до сути, найти в себе тюркские отголоски. Для этого отправился в 9-ю по размерам страну в мире – страну номадов, бескрайних степей и кочевой культуры. Кстати, автор бестселлера «Свистящие стрелы» тоже вдохновлялся казахской культурой.

«После прочтения книги «Свистящие стрелы» для меня открылось, что я не только татарин, но еще и тюрк. И я очень заинтересовался этой своей частью, своей половиной. Для меня раньше она была сокрыта. У нас в Татарстане кочевая культура отошла. А казахи сохранили то, что мы давно потеряли. Поэтому я придумал этот проект, своего рода этнографическое путешествие и отправился в Казахстан изучать себя. Для этого я переезжаю из города в город, общаюсь с людьми, и стараюсь запечатлеть каждое новое место со всеми впечатлениями в новой работе. Каждому городу будет посвящена отдельная картина», – делится своими планами Арыслан Ибрахим и выводит на полотне, посвященном Семею, очередной мазок.

Картины татарсткого художника как будто овеяны ветром с пастбищ – джайляу.  

Фото: © Дилянур Ахунжанова

Авторский метод

Семей – это второй город, где выставляется мастер кисти. В июле он изучал себя через город Петропавловск.

В татарской школе искусств, которая стала настоящим мостом между Казахстаном и Татарстаном, на днях прошло открытие «Кочевой выставки». Содействие в организации оказали Прииртышский союз татар и башкир «Хак», Татарский общественный центр области Абай и Татарская школа искусств.

За полгода жизни в Астане молодой художник создал несколько работ по мотивам реальной и современной жизни казахов, в которой зримо виднеются отголоски кочевья. Ведь в некоторых аулах потомки номадов до сих пор живут в юртах, пасут скот на джайляу (летнее пастбище), готовят кумыс и казы (конская колбаса) по рецептам предков.

 Автор создал авторский метод, который совмещает современный импрессионизм и дриппинг –

капельную живопись.

Фото: © Альбина Хузина

Эти работы стали второй частью выставки под названием «Современность».

Автор создал авторский метод, который совмещает две яркие техники – современный импрессионизм и дриппинг (капельная живопись). Сам автор называет последнюю «брызгинг».

На полотнах цвета степи и песка изображены воины с оружием, рвущиеся в бой; женские образы – загадочные и вдумчивые; скудная, но манящая природа обитателей кочевий, и, конечно – лошади: резвый символ мужества и независимости. В казахской культуре остался кочевой символизм в отношениях человека и лошади –  здесь они имеет глубокие корни. Лошадь вообще один из главных образов в творчестве художников, ищущих свою идентичность через тюркские кони. Особенно в Казахстане – молодой и независимой стране.

 Коллекция картин будет пополняться с путешествием

по Казахстану. 

Фото: © Дилянур Ахунжанова

Серия иллюстраций к роману еще не закончена. Она будет пополняться новыми работами по мере изучения культуры кочевников и успехов в самопоиске художника.

 «Если говорить с точки зрения языка, то мы все относимся к кипчакской группе. Три народа – татары, башкиры и казахи – мы самые близкие. И это даже не двоюродные, а родные братья.  И нам нужно еще больше узнавать друг друга. Этим я сейчас занимаюсь и просто кайфую от того, что нового я узнаю о казахах. Все это во мне откликается, и я чувствую, что это во мне есть, сохранено внутри. Когда я работаю над этой темой, то говорю сразу на всех тюркских языках», – выразил свои ощущения художник-кочевник. 

 Художник создал несколько работ по мотивам реальной и современной жизни казахов,

в которой виднеются отголоски кочевья.

Фото: © Альбина Хузина

Кочевник-передвижник

Арыслан успел полюбить местное национальное блюдо бешпармак, удивиться казахскому гостеприимству и семейным традициям, сплоченности поколений.

Семей – второй город его «Кочевой выставки». Город, в которой сосредоточена одна из крупнейших и сплочённых татарских диаспор в Казахстане. Преподаватель по декоративно-прикладному искусству Рая Масаева подчеркнула, что Семей – это еще и культурный центр страны.

Во время приветственного слова она назвала Арыслана не только кочевником, но и передвижником, который переезжает с места на место, даря людям радость знакомства со своим творчеством.

«Это молодой ищущий художник. У него интересная, экспрессивная, где-то абстрактная конкретная живопись. Столько динамики и духа степи. Все это он угадал», – поделилась своими впечатлениями от увиденного  Рая Масаева.

Опытные художники особо отмечают технику и динамику в картина Арыслана Ибрахима.  

Фото: © Альбина Хузина 

Председатель Семейского отделения союза художников Казахстана  увидел в работах Арыслана хорошее владение техникой рисунка и качественное академическое образование. Художник из Казани окончил Новосибирскую архитектурно-художественную академию по специальности «монументальная живопись», а предшествовала ей ИЗО-студия школы искусств.

«Видна школа.  Я чувствую, что у него сильно поставлен рисунок. Работы композиционно построены. Каждая работа держится на этом. Нет перегибов и перевесов. Сейчас многие художники Казахстана в поиске самоидентичности направлены писать батыров. Иногда эта тема наскучивает, так как массово наблюдается однообразие подходов. А когда здесь совсем иной подход, то это интересно. Желаю молодому художнику Арыслану найти что-то свое и показать это не только в Казахстане и Татарстане, а во всем мире», – пожелал руководитель Союза художников Тлеугазы Жуванышев.

Картины в авторской методике Арыслана 

Фото: © Альбина Хузина

Художник рассказал гостям выставки о своем детстве, которое прошло на севере России, о переезде в Казань, где он обрел покой после долгих внутренних мытарств в поисках татарской идентичности. И поделился самым сокровенным:

«Я уже давно понял, что делает меня действительно счастливым – это лучше понимать себя. Понимать, откуда я, где мои корни, из чего я состою, из каких кирпичиков», – рассказал всем собравшимся рецепт своего счастья Арыслан..

Через три недели художник намерен отправиться в другой город. Сейчас идут переговоры и на кону два варианта. Какие именно – он не уточняет, это будет сюрпризом для казахстанцев. А через год или два по результатам этнографического путешествия пройет оригинальная выставка впечатлений автора о Казахстане, которые выльются брызгами и мазками в его работы. Ведь он пообещал, что о каждом новом городе он будет оставлять свою «художественную рецензию» и свой личный взгляд на его обитателей.

  • Альбина Хузина, Дилянур Ахунжанова

    Альбина Хузина, Дилянур Ахунжанова

  • Альбина Хузина, Дилянур Ахунжанова

    Альбина Хузина, Дилянур Ахунжанова

  • Альбина Хузина, Дилянур Ахунжанова

    Альбина Хузина, Дилянур Ахунжанова

  • Альбина Хузина, Дилянур Ахунжанова

    Альбина Хузина, Дилянур Ахунжанова

  • Альбина Хузина, Дилянур Ахунжанова

    Альбина Хузина, Дилянур Ахунжанова

  • Альбина Хузина, Дилянур Ахунжанова

    Альбина Хузина, Дилянур Ахунжанова

  • Альбина Хузина, Дилянур Ахунжанова

    Альбина Хузина, Дилянур Ахунжанова

  • Альбина Хузина, Дилянур Ахунжанова

    Альбина Хузина, Дилянур Ахунжанова

news_right_column_240_400
news_bot_970_100