Что происходит с татарским языком? Почему он исчезает? Что его ждет? На эти вопросы отвечает народный депутат РТ, заместитель председателя постоянной Комиссии по науке, образованию, культуре и национальным вопросам Госсовета РТ, драматург и общественный деятель Туфан Миннуллин.
- До сих пор не утихают споры о переходе татарского языка на латинскую графику. Кто-то говорит, что скоро к ней все равно вернемся, кто-то утверждает, что после принятия поправок в Закон "О языках РФ" ни о какой латинице и речи быть не может. Ваше мнение на этот счет.
- Вопрос до сих пор находится в подвешенном состоянии. По этому поводу мы обратились в суд - сейчас ждем решения. Но меня очень возмутило вторжение в нашу жизнь - это же касается только одного народа! Ни один другой народ не имеет права решать, на какой нам графике писать. Если это цивилизованная страна, такие вопросы должны решаться цивилизованным путем. Якобы это "угрожает целостности России"... Чепуха! Это амбициозная имперская политика, политика дубинки, которую центр часто использует в последнее время. Но латиница будет: русские сами перейдут на нее. Некоторые указатели с названиями улиц в Москве уже написаны на латыни - это, между прочим, специальное распоряжение Юрия Лужкова. Вся техника работает на латыни, по улицам разъезжают автомобили с номерами и символами rus... Латиница - это веяние времени, информационная необходимость.
- Что происходит с татарским языком и татарской культурой? Это просто черная полоса, которую мы скоро преодолеем, или все намного серьезнее?
- Мы субъект России. Национальная русификаторская политика проводится уже давно, с царских времен. Противостоять этому очень трудно: многие национальности уже исчезли с карты России, а мы все-таки сохранили себя. Но хотим не хотим, мы разговариваем на русском языке. В вузах преподавание тоже на русском... Татары отошли от своего языка, чтобы выйти в люди. Куда бы татарин ни обратился - нужно было знать русский. Говоришь неграмотно - в ответ получаешь оскорбление. Это опять-таки уродливая национальная политика. Она-то как раз и является угрозой целостности страны.
В 90-е, когда приняли Декларацию о суверенитете, мы почувствовали, что находимся в опасности - исчезаем. Тогда на площадь Свободы люди вышли не потому, что хотели разрешения каких-то экономических вопросов. Интересовала не столько политическая сторона, сколько национальная. Народ хотел сохранить себя. Начали открываться татарские школы, гимназии.
- Кстати, уже более десяти лет в Казани обещают открыть татарский национальный университет...
- Тогда мы не воспользовались моментом - сегодня сделать это намного труднее. Но мы надеемся, что он все же будет открыт. Сейчас нам нужно найти форму сохранения себя. На мой взгляд, должна появиться национальная городская культура - убежденные молодые люди, которые хотят сберечь свой язык. Национальный университет будет школой, ориентиром для татар. Я знаю американцев, которые изучают татарский. На вопрос "Зачем?" один из них ответил: "Это же культура! Если будешь ее изучать - будешь богат. Изучение татарского - вопрос моего престижа".
- Это для иностранца. А что должно быть важно для татарина?
- Смысл употребления языков не в том, чтобы употреблять его как продукт на завтрак или обед. Язык - это не котлета или гуляш. Японец интересен тем, что он японец, - своей культурой, традициями. Если он наполовину японец, наполовину татарин - это непонятный объект.
Природа нас создала разными. Если бы на свете существовал только один соловей, было бы скучно. Нужна и ворона. Тогда понимаешь, насколько красиво пение соловья. У каждого человека должна быть точка опоры. На что будет опираться душа человека, если он не помнит родителей, культуру, историю? Без этой точки у человека в душе появляется дискомфорт, раздвоение. Но это не только наша проблема... Сейчас любят повторять: "великий русский язык". Где он? Это же жаргон! Послушайте молодых людей: их основная масса употребляет 50 - 60 слов. Из них 10 процентов - слово "блин", половина - мат. Они не понимают красоту своего языка. У них нет опоры - воспитания, традиций, они теряются в этом мире, не знают, куда идти.
Беседовала Диана ИБРАГИМОВА.