Зачем люди идут в социальные сети?

news_top_970_100

За прошедшее десятилетие социальные сети стали частью нашей жизни, сильно изменив ее. Они открывают людям возможность стать известными, зарабатывать деньги, продавать товары и услуги, находить любовь и развивать отношения. Но как эти процессы влияют на общество, экономику, бизнес в целом и на каждого человека в частности?

Беседуем на эту тему с маркетологом, экспертом по персональному брендингу Ксенией Вороновой. 

- Ксения, почему большую часть времени люди проводят в социальных сетях?
- Начнем с того, что эти площадки создавались для общения, знакомств, развлечения, чтобы люди с разных концов земли могли контактировать. Социальные сети ускорили процессы коммуникации, но теперь на первый план вышла развлекательная функция. Появилось много возможностей делиться своими знаниями и умениями, презентовать себя, получать обратную связь от людей, монетизировать навыки. Для бизнеса это крутая площадка для передачи информации, продаж, рекламы. Многие рекламные тренды задают именно социальные сети. 

- С одной стороны, море возможностей, но с другой - заходит человек в социальные сети, чтобы отдохнуть, за информацией, а в итоге «залипает» на несколько часов… 
- Да, мы так устроены, что нам любопытно подсматривать за чужой жизнью, это яркий пример развлекательной функции. На чем и поднимаются блогеры. Вариантов развлечений много - видеоролики, фильмы, музыка, подкасты, экспертные посты. Отрицательная сторона в том, что происходит обесценивание информации и знаний. Когда мы прокручиваем ленту в соцсетях, внимание рассеивается, а мозг не отдыхает. Получаем состояние, которое я называю «не в себе». Соцсети забирают много внимания, и в такие моменты мы просто сливаем свою энергию вместо ее восстановления. 

- Как вы оцениваете настойчивые призывы авторов постов ставить лайки? 
- Если человек ведет свой бизнес и соцсети - его основной канал продвижения, то лайки усиливают видимость поста, так устроены алгоритмы соцсетей. Но «я старалась, а вы мне не ставите лайк» - из разряда манипуляций. Возможно, имеет место желание зацепить людей за живое, велико и влияние трендов: одно время было модно показывать бьютифул лайф, потом - плакать на камеру. Все это борьба за внимание аудитории. 

- Кристиан Монтак - автор книги о влиянии социальных сетей на общество, считает, что со временем государствам придется регулировать социальные сети. Какой сценарий наиболее экологичный? Нужен ли нам кодекс этики блогера?
- Первые попытки регулирования уже есть (например, в виде маркировки рекламы). К сожалению, они не всегда логичны и оправданны, где-то с перегибами. Но согласна, за деструктивный и разрушительный контент авторы должны нести ответственность. Что касается кодекса этики, если у человека нет внутреннего вектора, его и свод правил не приструнит. И наоборот, личность с внутренними ценностями и без кодекса будет действовать экологично. 

- В чем отличие блогера от эксперта? 
- Как мы помним, блогинг и начинался с дневников в сети, позже их научились монетизировать. Поэтому для блогера продукт - сам блог. А для эксперта блог - инструмент продвижения своих услуг, популяризации того, что он делает. Для большого количества людей это площадка для самовыражения, укрепления личного бренда. 

- Не каждый может грамотно написать текст... 
- Изначально, когда появились соцсети и до подкастов и видео дело еще не дошло, требовались тексты, и пришлось учиться их создавать. Возник спрос на более профессиональное их исполнение, нашлись копирайтеры, а потом и спрос на копирайтерские курсы. Согласна, не каждому под силу освоить писательские навыки, даже пройдя обучение. Искусственный интеллект в некотором роде может стать подспорьем. 

- Многие дети мечтают стать блогерами. Ваше мнение: лучше помочь им в этом стремлении или ограничить в использовании соцсетей? 
- Все изменилось, и современное поколение будет жить в другом мире, поэтому лучше познакомить ребенка с разными приемами, научить пользоваться техникой, помочь выбрать тему, взрастить этику использования сетей, показать их возможности как инструмента для достижения целей. Ограничениями мы не защитим детей, а разрешая изучать эту сферу, сможем их обезопасить. 

- Как вы оцениваете Казань в плане образования в сфере блогинга? 
- Хорошо развито направление по копирайтингу, есть достойные продукты по ораторскому мастерству, видеосъемке роликов. В Казани появляются хорошие обучающие площадки для предпринимателей, самозанятых, фрилансеров. В блогинге много аспектов, нельзя сразу всему научиться - наверное, для этого нужен отдельный институт. В своих программах я стараюсь учитывать все нюансы по выстраиванию личного бренда. Если говорить о культуре блогерства, то хороший тон здесь задают журналисты, специалисты в сфере PR, маркетологи. Для детей организуются школы и курсы блогеров. Знаю, что многие федеральные сети детских образовательных учреждений вводят их отдельным факультативом.

- Согласно исследованиям, 40% работодателей перед приемом на работу смотрят аккаунты соискателей. Есть даже понятие цифровой репутации. Можно сейчас быть успешным без соцсетей?
- Да. Далеко не всем нужно активно проявляться в соцсетях. Бизнесменов и предпринимателей вы там встретите редко. Возможно, у них есть личные страницы, но это вовсе не для успеха. Те, кто работает в найме, часто используют свой аккаунт только в личных целях, показывают значимые для них события жизни, делятся интересами. Но это вовсе не значит, что они не успешны. Для каждого успех измеряется своими особыми критериями, и активное присутствие в виртуальном пространстве не всегда в их числе. А вот тем, кто продвигает свои услуги и продукты через личный бренд, хочет заявить о своем таланте, даре и заработать на этом, вести свой электронный профиль как инструмент для продвижения просто необходимо.

- Какие площадки, по вашему опыту, используют казанцы? 
- Тренд в приложениях Телеграм, ВКонтакте, Дзен актуален для России в целом и Татарстана в том числе. Касаемо запрещенной сети: не все ее покинули, но там осталось крайне мало возможностей для продвижения. 

- Приведите примеры, когда кто-то изменил свою жизнь благодаря грамотному подходу к социальным сетям. 
- Их много. Я всегда говорю, личный бренд - стратегия на долгие годы вперед. Например, клинический психолог работает в медучреждении с пациентами, имеющими зависимости. В соцсетях врач никогда не писала на эту тему, выкладывала только личные фото. Поставили задачу - начать транслировать экспертность, выстроили стратегию. Доктор стала писать про то, что она делает, какие проблемы помогает решать, и ее аудитория в аккаунте выросла от нескольких человек из близкого круга до 3 тысяч подписчиков. К ней начали приходить клиенты из соцсетей. Есть много некоммерческих проектов, например, были две мамочки, воспитывающие детей с особенностями развития, с желанием создать центр для таких же деток и привлечь спонсоров к реализации своей мечты. В итоге у них теперь свое помещение, большой центр, куда они привозят экспертов со всей страны и помогают родителям в реабилитации таких детей. 

- Ксения, как правильно использовать соцсети? 
- Во всем важна внутренняя опора и смысл. Нужно четкое понимание, кто я, что делаю, для чего здесь. Если у человека есть внутренний вектор, его сложно ввести в заблуждение, сбить, обмануть. Такие люди, как правило, чувствуют фальшь, видят «пустышек». А если человек себя никогда не знал, то и опирается он на мнение других людей, на чужие картинки и видео, ждет лайков - так формируется искаженное восприятие себя и реальности. Здоровая стратегия - про изучение себя, самоидентификацию, потому что важна внутренняя опора и смысл. Плюс стоит придерживаться правила - без телефона в течение часа после пробуждения и за час до сна, что дает правильную настройку на день и сон. Даже такие простые действия вернут фокус на себя и помогут не сливать энергию в соцсети. 

Оксана Бюрюкова

news_right_column_240_400