Знаете, какой тезис звучал чаще всего? Что современные дети - это продукт информационного общества и они чувствуют себя в нем как рыба в воде. «Они - аборигены информационного общества, в отличие от нас, иммигрантов», - заявил один из спикеров той конференции - член-корреспондент РАО Алексей Кондаков.О детях с айпадами. Бытует мнение, что современный ребенок с техникой на «ты». Чаще всего слышу такое: «А мой пятилетний сын в айпаде лучше мамы ковыряется». Так вот, я готов поспорить с подобными утверждениями. Ковыряться в айпаде - это, конечно, хорошо. Только вот давайте обратим внимание на следующее: современные гаджеты - это конечный пользовательский продукт. Стив Джобс еще во времена, когда его компания располагалась в гараже, говорил: «Мы должны сделать компьютер, в котором сможет разобраться любая домохозяйка». И сделали! В нынешнем интерфейсе может разобраться и ребенок, он интуитивен и прост. Но это не значит, что ребенок от этого разбирается в технике.Первый компьютер. Мой первый компьютер отец купил мне в 2000 году. Во дворе я оказался первым счастливым обладателем чудо-коробки. Мне тогда было 13, отец мой в компьютере не понимал совершенно ничего. Как и я. Но, как и все мои друзья, я был ребенком любознательным. Как ни странно, помогли уроки информатики. Почему странно? Потому что тогда мы работали на допотопных компьютерах (процессор 386, операционная система DOS). Кто не помнит, это такой черный экран, на котором нужно вручную вводить команды текстом. Вскоре я обнаружил, что после DOS «окошки» оказались совсем не сложными. А когда в доме появился интернет, проблем стало еще меньше. Разберется ли современный школьник в DOS? Не думаю, хотя ему это и не очень-то нужно. О самостоятельности. Нередко приходится слышать: «А мой пацан молодец, сам Windows переустановил, даже мастера вызывать не пришлось». Ну да, молодец, только современные «форточки» поставить - дело двадцати минут, в три клика мышкой делается. В те же времена, когда мне пришлось впервые столкнуться с такой задачей, все было куда сложнее. Мастера, разбиравшиеся в ПК, были наперечет, брали дорого. Поэтому я и подумал: а почему бы не попробовать самому? Диск имелся, вскоре я взялся за дело. Задача была посложнее, чем с нынешними системами. Нужно было создать загрузочную дискету с DOS, загрузить под ней установочный диск и только потом продолжать установку. А затем еще часа два устанавливать драйверы, которые теперь идут в пакете с Windows. С ними у меня и вышла промашка. Станет ли нынешний школьник повторять мои шаманские пляски с бубном? Кто-то, наверное, станет, но большинство и разбираться бы не захотели.Интернет. Чудо-чудное, о котором приходилось в детстве только слышать. Не потому что его не было, в принципе он был, но стоил очень дорого. Тарификация была поминутная, кроме того, нужно было оплачивать занятую телефонную линию. В общей сложности час интернета обходился примерно в 50 рублей. И это тогда! Если верить статистике, то в современных деньгах это примерно 165 рублей. Напоминаю, за час. Неудивительно, что дома никто из знакомых позволить себе этого не мог. Доступ к всемирной паутине был у тех, чьи родители работали в госучреждениях. Когда удавалось до него дорваться, копировалась именно информация - книги, статьи, пособия.Что мы имеем сейчас? На той же конференции прозвучало такое заявление: «Нынешние дети стали меньше читать, да. Но они получают информацию из других источников». Наверное, это так. Но если судить по социальным сетям, то информация эта сводится к глупым шуткам и бесконечному повторению афоризмов известных людей. Не вижу ничего предосудительного в том, чтобы приобщаться к мудрости других. Но ведь фразы чаще всего употребляются вне контекста и без понимания автора. Да и свои мысли иметь неплохо бы, а не только бездумно повторять чужие.
Или взять видеохостинги вроде YouTube. Задумка просто прекрасная - возможность выложить на публичное обозрение любительское видео. Я и сам подписан там на несколько каналов. С интересом смотрю любительскую журналистику и кинокритику, узнаю о новинках техники и нюансах ее эксплуатации. Но ведь миллионы просмотров набирают не такие видео, а те, под которыми в основном пишут «ржач, смотреть до конца». Печально, но основными потребителями такого контента являются именно школьники. Бывает, что и они пытаются выложить собственные видео, чаще всего обзоры любимых игр и фильмов. Или наоборот, тех, которые им не понравились. Это было бы похвально, не делай они это так бездумно, в их видео нет даже попыток ни анализа, ни критики. А если продукт им не по душе, то происходит простое поношение его, обычно в бранной форме.
Компьютер и образование. Во времена моего детства, когда у родителей выпрашивали компьютер, у тех возникал резонный вопрос: «А зачем он тебе, кроме игрушек?» И мы, не задумываясь, отвечали: «Для учебы!» Хотя, честно сказать, не имели ни малейшего представления, как он может для нее пригодиться. Теперь же вся информация находится в открытом доступе - бери и пользуйся. А большинство школьников не умеют этого делать. Говорю по собственному опыту - в свое время поработал школьным учителем. Однажды попросил написать небольшой реферат, объяснив, что это не полностью авторская работа, информацию можно брать из любых источников, но обязательно из нескольких. Конечно, добавил при этом, что помимо компиляции должно быть и собственное мнение. И что в итоге? Почти половина класса принесла мне распечатку статьи из «Википедии». Я спросил их, почему они не воспользовались источниками, которые были использованы для ее написания, ведь они указаны в конце статьи. Понимания не встретил.Часто слышу рассуждения о необходимости современных гаджетов в образовании. В классах, где я преподавал, у каждого был навороченный смартфон. Но ни один из них не установил на него даже словаря...Важный совет. Не подумайте, я не считаю, будто раньше все было лучше, а дети умнее. Это не так. Дети всегда остаются разными, так было во времена моего детства, так было 50 лет назад, так и сейчас. И сегодня я встречаю любознательных и талантливых ребят. Например, побывав недавно на выставке, посвященной современным средствам безопасности и связи, увидел работу ученика 7-го класса. Функция устройства, которое он собрал и запрограммировал на уроке электроники, в организации приема лекарств пожилыми людьми. Парень учится в специализированной школе, но главное, его сумели там мотивировать. Ему было интересно создать что-то полезное и хотелось рассказать об этом. Значит, вместо того чтобы уповать на то, что современные дети - аборигены информационного общества, следует помочь им разобраться в этом потоке информации.
Или взять видеохостинги вроде YouTube. Задумка просто прекрасная - возможность выложить на публичное обозрение любительское видео. Я и сам подписан там на несколько каналов. С интересом смотрю любительскую журналистику и кинокритику, узнаю о новинках техники и нюансах ее эксплуатации. Но ведь миллионы просмотров набирают не такие видео, а те, под которыми в основном пишут «ржач, смотреть до конца». Печально, но основными потребителями такого контента являются именно школьники. Бывает, что и они пытаются выложить собственные видео, чаще всего обзоры любимых игр и фильмов. Или наоборот, тех, которые им не понравились. Это было бы похвально, не делай они это так бездумно, в их видео нет даже попыток ни анализа, ни критики. А если продукт им не по душе, то происходит простое поношение его, обычно в бранной форме.
Компьютер и образование. Во времена моего детства, когда у родителей выпрашивали компьютер, у тех возникал резонный вопрос: «А зачем он тебе, кроме игрушек?» И мы, не задумываясь, отвечали: «Для учебы!» Хотя, честно сказать, не имели ни малейшего представления, как он может для нее пригодиться. Теперь же вся информация находится в открытом доступе - бери и пользуйся. А большинство школьников не умеют этого делать. Говорю по собственному опыту - в свое время поработал школьным учителем. Однажды попросил написать небольшой реферат, объяснив, что это не полностью авторская работа, информацию можно брать из любых источников, но обязательно из нескольких. Конечно, добавил при этом, что помимо компиляции должно быть и собственное мнение. И что в итоге? Почти половина класса принесла мне распечатку статьи из «Википедии». Я спросил их, почему они не воспользовались источниками, которые были использованы для ее написания, ведь они указаны в конце статьи. Понимания не встретил.Часто слышу рассуждения о необходимости современных гаджетов в образовании. В классах, где я преподавал, у каждого был навороченный смартфон. Но ни один из них не установил на него даже словаря...Важный совет. Не подумайте, я не считаю, будто раньше все было лучше, а дети умнее. Это не так. Дети всегда остаются разными, так было во времена моего детства, так было 50 лет назад, так и сейчас. И сегодня я встречаю любознательных и талантливых ребят. Например, побывав недавно на выставке, посвященной современным средствам безопасности и связи, увидел работу ученика 7-го класса. Функция устройства, которое он собрал и запрограммировал на уроке электроники, в организации приема лекарств пожилыми людьми. Парень учится в специализированной школе, но главное, его сумели там мотивировать. Ему было интересно создать что-то полезное и хотелось рассказать об этом. Значит, вместо того чтобы уповать на то, что современные дети - аборигены информационного общества, следует помочь им разобраться в этом потоке информации.