Записки библиофила

news_top_970_100

Все наши привычки и пристрастия в основном формируются в детстве. Итак, в один прекрасный день, когда мне было семь лет, мама взяла меня за руку и отвела в детскую библиотеку №19 (ныне №43), что на Декабристов. 

Могу сказать, что в первый визит мне несказанно повезло. Нас встретила сама заведующая библиотекой Мухамматгалеева Ильхамия Ганеевна. Абсолютно классический образ библиотекаря - нет, не сухаря, а человека, искренне влюбленного в свое дело и в книги. Ее язык был безупречен, манера говорить - идеальная дикция и доброжелательность. Она подробнейшим образом рассказала о том, как все работает, как брать и сдавать книги, что выбирать. В качестве дебюта она предложила мне волковского «Волшебника Изумрудного города». Книгу я проглотил буквально за пару дней и явился пред светлы очи Ильхамии Ганеевны. «Уже?» - удивилась она. И началось...

Читал я буквально запоем, благо библиотека предлагала массу всего интересного, включая то, что сейчас принято называть научпопом, то есть познавательные книги для школьников. Конечно, не сравнить с теперешним разнообразием, но тем не менее было из чего выбрать. Само собой, традиционный мальчишеский набор - приключения и фантастика, не обходил вниманием и исторические книги, и книги о путешествиях. Тогда я не мог знать, как сложится моя жизнь, но, наверное, страсть к чтению, интерес к дальним странам и континентам были заложены именно в то время. Походы в библиотеку стали регулярными, что-то вроде крайне необходимой рутины.
А само пребывание в библиотеке? Это был целый ритуал! Помните - хождение вокруг полок, листание книжек, раздумья «брать - не брать?» А потом священнодействие с картонными формулярами - это же просто «Код да Винчи», тайнопись и загадочные коды. 

Однажды Ильхамия Ганеевна, встретив меня в библиотеке, загадочно улыбнулась и сказала: «Антон, пойдемте» (она всегда обращалась ко всем, даже к самым маленьким читателям, на «вы»). Она провела меня в помещение за читальным залом и торжественно провозгласила: «Антон, вы наш давний и очень хороший читатель, поэтому мы решили, что можем дать вам доступ к этому фонду». Это оказался этакий спецхран, где исключительно для особых читателей были доступны, например, редчайшие по тем временам книги Дюма. И еще один из главных книжных дефицитов того времени - серия «Библиотека приключений и научной фантастики». Всю трилогию о мушкетерах я прочитал именно тогда, а «Графиню де Монсоро» читал параллельно с просмотром блестящего французского сериала по ТВ. Вот так я попал в категорию, говоря современным языком, VIP-читателей.

Прошло уже почти полвека, но и сейчас каждые две недели я иду в библиотеку по соседству, чтобы набрать еще несколько книг. Да, времена изменились, Майн Рид и Дюма сменились на Исигуро и Барнса, но сама традиция и ритуалы остались неизменными. И мог ли я тогда знать, что когда-то буду выступать в библиотеках как писатель? Радует, что в последние годы библиотеки родного города переживают настоящий ренессанс и становятся подлинными культурными центрами. Но все-таки основа была заложена именно тогда, в детстве, за что я бесконечно благодарен Ильхамие Ганеевне, буквально выпестовавшей меня как читателя. Читайте книги и ходите в библиотеки, видит бог, не пожалеете!

Антон Боровиков,
Казань 

news_right_column_240_400