«Зеленая» повестка: как маркетологи давят на наше чувство вины

news_top_970_100

Сложно отрицать влияние человечества на окружающую среду. За последние 200 лет облик планеты изменился до неузнаваемости, а количество производимых товаров выросло многократно. В последние десятилетия все чаще звучат предупреждения об изменениях климата, в Мировом океане возникают целые моря из мусора.

Неудивительно, что люди стали задумываться о том, как предотвратить ущерб, наносимый окружающей среде, или хотя бы минимизировать его. Все популярнее становится культура экофрендли, то есть дружественная природе. Она предполагает отказ от товаров и услуг, которые вредят экологии. Прекрасная идея, но, как и всегда, есть нюансы…

Шило на мыло

Наиболее популярный тренд в культуре экофрендли - отказ от неразлагаемых материалов, в частности, от пластиковой посуды - стаканчиков, трубочек, тарелок. Начинание в целом положительное, ведь пластик в природе почти не гниет, годами оставаясь лежать на свалке или скапливаясь в океане.

В качестве альтернативы апологеты этой идеи предлагают использовать более экологичные материалы, например, выбирать картонные стаканчики, бумажные пакеты. Но они не учитывают тот факт, что производство такой посуды также наносит немало вреда природе. Дело в том, что для изготовления картона и бумаги необходимо огромное количество пресной воды, которая потом становится загрязненными стоками, требующими серьезной очистки.

А вы задумывались, почему картонные стаканы не размокают? Все дело в специальном полимерном покрытии внутри. Да и крышки для них используют пластиковые, что опять возвращает нас к вопросу о неразлагаемых материалах.

Аналогичная история с одноразовыми трубочками для питья. Более того, недавние исследования американских ученых показали, что 90% бумажных трубочек содержат перфторалкильные и полифторалкильные вещества, которые наносят вред как здоровью человека, так и окружающей среде.

Скажем «нет» одноразовым вещам?

В качестве альтернативы одноразовым вещам часто предлагают их аналоги, которые прослужат долгое время: сумки-шоперы для походов в магазины, многоразовые пластиковые бутылочки для питья, металлические и стеклянные трубочки-соломинки и многое другое. Опять же отличная задумка, но только в первом приближении.

Многочисленные исследования показали, что потребители практически никогда не используют такие товары достаточно долго, чтобы нивелировать экологический вред при их производстве. Для изготовления нужно много воды и электричества, а в процессе еще и выделяются парниковые газы. 

Кроме того, такую посуду нужно мыть, для чего также расходуется вода и энергия, используются агрессивные моющие средства. Так что, если уж вы купили пластиковую бутылочку для воды, то пользоваться ей нужно много лет, чтобы ваши старания были оправданы.

«Зеленая» энергетика

Важная инициатива, направленная на сокращение объема вредных выбросов в атмосферу, - развитие «зеленой» энергетики и переход от двигателей внутреннего сгорания к их электрическим аналогам.

Шаг определенно важный и нужный. Помимо прочего, это снизит зависимость мировой экономики от ископаемого топлива, запасы которого, увы, не бесконечны. Да и загрязнение атмосферы неизбежно приводит к опасным последствиям.

«Зеленая» энергетика предполагает использование солнечного света и силы ветра. Такие установки не требуют топлива и значительно меньше вредят природе во время эксплуатации. Но и здесь не обошлось без ложки дегтя.
Дело в том, что для их производства необходимо большое количество редкоземельных металлов, добыча которых сопряжена с серьезным ущербом для окружающей среды. Возникает проблема и с утилизацией аккумуляторных батарей, применяемых в электроавтомобилях. Исследования показали, что этот процесс может принести больше вреда, чем выбросы углекислого газа двигателями внутреннего сгорания. Уже сейчас остро встает вопрос об экологичной переработке батарей.

Кругом обман

Возникает справедливый вопрос: если большинство таких инициатив не работают, то почему они существуют? Ответ прост: это нужно производителям товаров.

В бизнес-среде возникло понятие «гринвошинг», что означает попытку сделать товар или услугу более экологичной в глазах потребителей. И предприниматели прекрасно чувствуют слабости покупателей, манипулируя чувством вины.

Стало стыдно использовать пластиковые стаканчики? Не беда - предложим новые альтернативы. И неважно, что они ничуть не полезнее старых. При этом производитель перекладывает чувство ответственности на потребителей, для чего прибегает к массе уловок. Имитирует мелкие компромиссы, использует расплывчатые формулировки, придумывает сомнительные сертификации. Вспомните, как часто на упаковках продуктов вы видите надписи «био», «эко», natural и прочие. Или вот еще - «не содержит ГМО». Ирония ситуации в том, что в России вообще не используются ГМО-продукты ввиду сложных законодательных ограничений.

Цель гринвошинга - заставить потребителя поверить, что компания заботится о природе, а не о собственном кармане. Хотя на самом деле бизнес стремится сохранить лояльность покупателя и в итоге побольше заработать, сэкономив на чем-то.

Например, в некоторых отелях предлагают клиентам реже менять постельное белье, чтобы не причинять лишний вред природе из-за стирок. А в магазинах под тем же предлогом предлагают отказаться от бумажного чека.

Что делать?

Получается, нет смысла заботиться об окружающей среде? А культура экофрендли - не более чем профанация?
Конечно нет. Да, приходится защищаться от уловок производителей товаров, внимательно изучать состав и сертификацию продукции. Но забота о природе - наша общая миссия.

По-настоящему экологичное поведение подразумевает осознанное потребление. А это не всегда удобно, ведь нужно в чем-то себе отказывать. Использовать менее удобную упаковку, дольше носить одну и ту же одежду, пользоваться одним и тем же гаджетом.

Надо сказать, что советские граждане были куда бережливее современных россиян, избалованных товарным изобилием. Для каждой старой вещи находилось применение, одежду могли носить в семье несколько поколений, а понятия «одноразовый», казалось, вообще не существовало в русском языке. Чаще, конечно, так было не от хорошей жизни. Но молодежи определенно стоило бы перенять часть этого опыта.

К тому же компании не смогут бесконечно дурить нас, если мы будем внимательны. А массовый и серьезный запрос со стороны потребителей на действительно экологичную продукцию заставит производителей перейти на новые рельсы. Ведь это мы голосуем за товары и услуги рублем.

news_right_column_240_400