- Сергей Аркадьевич, татарстанцы жалуются - непонятно, откуда берутся те или иные начисления, перерасчеты, добавляются новые графы в счетах-фактурах. На что в первую очередь необходимо обращать внимание при получении платежек, чтобы не переплачивать?
- Как раз на те самые непонятные графы. Граждане обязаны платить только за капитальный ремонт, наем, содержание дома и придомовой территории, сбор и вывоз мусора, коммунальные услуги: горячее и холодное водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, отопление. Некоторые управляющие организации включают в счет-квитанцию плату за иные услуги, связанные с проживанием в многоквартирном доме, но предоставление которых по закону не является обязательным и соответственно зависит от желания каждого потребителя. К примеру, в счет-квитанцию включается целевой сбор с квартиры на охрану придомовой территории. Однако по факту в рамках этого целевого сбора предусматривается плата за охрану машин, оставляемых во дворе дома. Как показывает практика, решение о необходимости оплаты за такую охрану принимается теми собственниками помещений в многоквартирном доме, у кого есть личный автотранспорт. Те, у кого его нет, выступают против подобного решения либо вовсе остаются в неведении. Но при этом управляющие организации всем жильцам в счет-квитанцию включают плату за охрану. Это незаконно. Принятие решения об оплате такой услуги не входит в компетенцию общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме. Данная услуга должна оплачиваться только теми, кто письменно изъявил желание на получение данной услуги. Она не входит в перечень обязательных услуг.
Нередко мы рассматриваем разногласия жильцов по антенне. Сейчас многие перешли на кабельное телевидение и отказались от пользования общей антенной. И платить за нее тоже не хотят. В доме, в котором я проживаю, тоже возникала подобная ситуация. Но здесь необходимо понимать, что общая антенна является общедомовым имуществом и платить за ее содержание по Жилищному кодексу РФ обязаны все собственники помещений в многоквартирном доме.
Получая счет-квитанцию, необходимо знать обязательный перечень ЖК-услуг, за которые собственник должен платить. Обязательный перечень ЖК-услуг содержится в ст. 154 Жилищного кодекса РФ. Если сверх нормы что-то приписывают без согласия потребителя, то обращайтесь в управляющую организацию с требованием об исключении платы за дополнительные услуги. Управляющие организации обязаны исключить плату за дополнительные услуги, если потребитель не давал письменного согласия на их получение. Если ранее потребитель оплачивал такие дополнительные услуги, то управляющая организация должна произвести возврат уплаченных потребителем денежных средств. Вопрос принудительного возврата денежных средств может быть решен только через суд.
Сергей Аркадьевич Крайнов родился в Казани в 1957 году. Окончил Казанское высшее военное инженерное училище по специальности «электрооборудование летательных аппаратов». Прослужив в течение 4 лет в войсках, поступил в Военную артиллерийскую академию им. М.И.Калинина. После окончания академии работал в качестве преподавателя и старшего преподавателя в Казанском высшем артиллерийском командном училище им. М.Н.Чистякова, кандидат технических наук, доцент. После окончания службы работал на разных должностях в системе ЖКХ. С 2008 года возглавляет Государственную жилищную инспекцию РТ. Женат, двое детей.
- С какими жалобами обращаются татарстанцы в Госжилинспекцию?
- Вначале отмечу, что жители республики стали чаще жаловаться в органы государственной власти. Но это не означает, что беспорядка в жилищном фонде стало больше. Одной из причин роста жалоб в органы государственной власти является ненадлежащая работа управляющих организаций по рассмотрению обращений граждан. Рост обращений граждан также связан с простотой подачи заявления в органы государственной власти. Такие системы, как интернет-приемные, интернет-порталы, «Открытая Казань», «Народный контроль», предоставляют возможность направления заявления в органы государственной власти, не выходя из дома или с работы и не тратя лишнего времени для личного посещения органов государственной власти.
В 2015 году в Госжилинспекцию поступило свыше 20 тысяч обращений, в которых было задано больше 32 тысяч вопросов. Здесь важно отметить, несмотря на рост количества обращений, изменилась их направленность. Если в 2008 - 2009 годах собственники жаловались на затопленные подвалы, протекающие кровли, то сейчас жители обращают внимание на состояние придомовых территорий. Они хотят привести в порядок во дворах пешеходные дорожки и автомобильные дороги, сделать карманы для парковки личного автотранспорта. Желают, чтобы были хорошие детские площадки, благоустроенные места для отдыха и занятий спортом.
Повлияла на ситуацию и президентская программа по благоустройству дворов, на которую было выделено 500 млн рублей, и проведение большого объема работ по капитальному ремонту. Жители, увидев, как хорошеют соседние дома и их дворы после капремонта, обращаются к нам с вопросом, как сделать так, чтобы и их дома попали в программу.
Вторые по рейтингу - жалобы, связанные с начислением платы за жилищно-коммунальные услуги, особенно плата за коммунальную услугу по отоплению. Наши проверки показали, что управляющие организации допускают большое количество различных нарушений. Некоторые управляющие организации начисляют собственникам завышенные объемы потребления этой услуги. При этом занижают, а иногда и вовсе не выставляют плату за данную услугу собственникам нежилых помещений. Порой применяют незаконные размеры платы за содержание и ремонт жилых помещений. Неправомерно начисляют плату, например, за непредусмотренную законодательством услугу «водоотведение на общедомовые нужды». Неправильное начисление закономерно вызывает недовольство жильцов.
- Казанцы в октябре прошлого года перешли на оплату за отопление по факту. Но нововведение многим горожанам не пришлось по нраву - люди считают, что они продолжают переплачивать за тепло.
- Действительно, с 1 октября Казань стала платить за отопление по факту, то есть только в отопительный период, а не в течение года по нормативам или среднему потреблению за истекший год, как было раньше. Платежи начисляются исходя из показаний общедомового прибора учета тепла. Такими приборами в Татарстане оснащены практически все многоквартирные дома, что позволяет жильцам многоквартирных домов платить только за то, что потребили, тем самым экономить.
Сэкономить также можно, если жильцы в доме установят узел погодного регулирования. В Казани узлами погодного регулирования оснащено примерно 45% многоквартирных домов. Конечно же, зимой платить мы станем больше, но при этом надо понимать, что и субсидии увеличатся, и летом платить не придется. И самое главное, люди будут четко знать, за что и сколько платят.
- Наши читатели спрашивают: почему управляющие организации весь теплый декабрь не снижали расхода тепла? Люди вынужденно отапливали улицу, открывая форточки для проветривания, а потом оплачивали немалые счета. Кто за это несет ответственность?
- Конечно же, управляющие организации. Правилами предоставления коммунальных услуг установлено, что температура в квартирах по нормативу должна быть не ниже +18 градусов, в угловых комнатах она должна составлять +20 градусов, а в районах с температурой наиболее холодной пятидневки - 31 градус и ниже, к которым относится и Казань: +20 градусов, +22 градуса в угловых комнатах. Завышение тепла более чем на 4 градуса уже считается предоставлением коммунальной услуги по отоплению ненадлежащего качества.
Если температура воздуха в помещении выше или ниже нормы, то собственник вправе обратиться в управляющую организацию для установления данного факта в присутствии представителя управляющей организации, а если представитель управляющей организации не явился или отказывается от подписания акта, собственник вправе самостоятельно составить акт о превышении установленной температуры, который должен быть подписан не менее чем двумя потребителями и председателем совета МКД (при его наличии). Копию акта нужно передать в управляющую организацию для принятия мер по устранению нарушения. Кстати, этот акт является основанием для снижения размера платы за некачественно оказанную услугу управляющей организацией добровольно, а в случае отказа - основанием для обращения в суд.
- На общедомовом имуществе можно заработать - например, сдавать в аренду чердак или подвал. Что для этого необходимо?
- В первую очередь - решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме. На нем жильцы должны выбрать уполномоченное лицо (в качестве него может выступать управляющая компания), которому доверяют заключение договоров об использовании общедомового имущества. Напомню, что в соответствии с изменениями, внесенными в Жилищный кодекс ФЗ №228, с 29 сентября 2009 года принятие решений об использовании общего имущества и определении ответственного лица для заключения договоров входит в компетенцию общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.
- Как отказаться от установленных ранее на доме рекламных баннеров и оборудования сотовых операторов?
- Большинство договоров, касающихся установки на МКД баннеров и оборудования операторов сотовой связи и кабельного телевидения, было заключено до 29 сентября 2009 года. Тогда согласия собственников не требовалось. Данные договоры действуют до сих пор, и они не расторгнуты. Конечно же, собственники могут в суде потребовать их демонтажа, но при этом необходимо учитывать, что если убрать оборудование сотовых операторов, то может ухудшиться качество связи. Надо понимать, что общая зона покрытия сотовой связи в Казани делится на ячейки, определяющиеся зонами покрытия отдельных базовых станций.
- Почему люди делают выбор в пользу регионального оператора для накапливания средств на капремонт?
- Ответ прост: на комплекс работ по капремонту требуются немалые суммы. Ориентировочная стоимость проведения комплексного капитального ремонта 5-этажного дома составляет 9,9 млн руб., 9-этажного дома - 17,4 млн руб., 16-этажного - 26,2 млн руб.
Чтобы собрать такие средства, собственникам потребуется от 22 до 37 лет в зависимости от этажности дома. Многие дома столько ждать не могут. На сегодняшний день средств в таком объеме собственники ни одного дома не накопили.
Поэтому и был найден способ решения этой задачи - накопление средств на счете регионального оператора, когда собственники домов могут пользоваться накопленными средствами с других домов, а после отдавать их по мере накопления со своих домов. Здесь также важно подчеркнуть, что граждане должны знать: их средства со счета регионального оператора никуда не пропадут, а последовательно будут поступать в соответствии с ежегодными краткосрочными планами на ремонт домов, включенных в программу. Ежегодная программа капитального ремонта в республике составляет около 4,7 млрд руб., из них средства бюджетов - 2,5 млрд руб., средства собственников - 2,2 млрд руб. То есть на каждый вложенный собственниками рубль софинансирование из бюджетов составляет 1,10 руб.
В соответствии с долгосрочной программой капитального ремонта многоквартирных домов, расположенных на территории республики, собственники 15110 домов, или 98% от количества всех многоквартирных домов, формируют фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, собственники 344 МКД приняли решение о накоплении средств на капитальный ремонт на специальном счете - это всего лишь 2% от всех МКД. Собственники некоторых МКД, осуществляющих аккумулирование средств на капитальный ремонт на специальном счете, уже попали в затруднительное положение в связи с тем, что средств, накопленных на капитальный ремонт, недостаточно для проведения работ, которые надо выполнять уже сейчас.
Приведу пример. В 2014 году собственники ТСЖ «ТЕМП-51» по проспекту Ямашева, 23 и ТСЖ «Казанка-1» по улице Рихарда Зорге, 43 приняли решение о формировании фонда капитального ремонта на специальном счете. При этом за период с 01.06.2014 по 01.12.2015 по дому №23 по проспекту Ямашева было накоплено 343 тыс. руб., а по дому №43 по улице Зорге - 308 тыс. руб.
В 2016 году в этих домах подошел срок замены лифтового оборудования. При этом его стоимость по проспекту Ямашева, 23 составит 2,1 млн руб., по ул. Рихарда Зорге, 43 - 8,1 млн руб. Таких средств у собственников нет. В связи с этим срочно было проведено собрание собственников жилья и принято решение об изменении способа формирования фонда капитального ремонта - теперь он формируется на счете регионального оператора. В соответствии со статьей 173 ч. 6 Жилищного кодекса РФ для перехода со специального счета на счет регионального оператора требуется всего 1 месяц 5 дней.
В итоге вопрос решен положительно: все собранные средства поступили на счет регионального оператора, оба дома включены в краткосрочный план реализации капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на 2016 год с видом работ «ремонт лифтового оборудования» на сумму 2,1 млн руб. (по проспекту Ямашева, 23) и на сумму 8,1 млн руб. (по улице Рихарда Зорге, 43).