В начале апреля о своей ликвидации из-за долгов объявил один из самых титулованных клубов Словакии «Жилина». В активе «Жилины» 7 чемпионских титулов страны, но пройти этот сложный период здесь оказались не готовы. Босс клуба сначала пытался договориться с самыми высокооплачиваемыми игроками пойти на сокращение зарплаты — компромисса найти не удалось. Теперь 17 футболистов получили статус свободных агентов, а доигрывать сезон (если его не отменят) «Жилина» будет молодежью — сейчас команда на втором месте в турнирной таблице. Ранее клуб выстраивал свой бюджет за счет продажи игроков: в текущем сезоне словаки вышли в плюс на 3,45 млн евро, в прошлом году на 3,5 млн, а в сезоне-2015/16 и вовсе продали футболистов в плюс на 6,75 млн евро. В нынешних реалиях трансферную кампанию можно считать априори провальной.
Перенесемся в реалии российского футбола. Здесь далеко не все клубы живут по модели насыщения бюджета за счет продажи игроков. Скачок курса российской валюты на фоне остановки сезона и невозможности иметь выручку матчей сильно ударил по клубам. Некоторые клубы РПЛ и ФНЛ, как мы писали ранее, пошли на оптимизацию расходов путем урезания зарплат на время паузы. Но с началом кризиса можно было прогнозировать, что кто-то да и прекратит свое существование.
Прогноз сбылся быстрее, чем предполагалось. Уже в марте власти Приморского края заявили, что в грядущем сезоне не будут спонсировать дорогостоящие контракты местных спортсменов. Сэкономленные деньги направят в резервный фонд Приморья, при необходимости они пойдут на борьбу с коронавирусом. За неимением возможности найти альтернативных спонсоров хоккейный «Адмирал», футбольный «Луч» и местный баскетбольный клуб будут понижены в статусе. «Адмирал» расформируют, но вроде как хотят вернуть в КХЛ через сезон. «Луч» же ждет дорога в Третий российский дивизион — многострадальный путь команды из Владивостока, похоже, окончен.
Почему многострадальный? «Луч» — один из примеров российских команд, бесконечно живущих с долгами. Например, в январе 2019 года СМИ писали о задолженности в 400 млн рублей — это на уровне бюджета клуба ФНЛ из второй части турнирной таблицы! Долги по зарплатам, кредитам и прочим обязательствам копятся во Владивостоке многие годы, и сейчас пружина разжалась.
Непонятно, доиграет ли «Луч» текущий сезон в ФНЛ (сейчас команда идет в зоне вылета), равно как и непонятно, будут ли выполнены контрактные обязательства перед игроками и тренерским штабом.
А на прошлой неделе с ФНЛ попрощался еще один клуб — «Армавир» из Краснодарского края. Владелец команды откровенно признался, что команда не сможет пройти лицензирование на следующий сезон, в связи с чем снимается с соревнований. «Армавир» — крепкий середняк турнира, который всегда жил по средствам, и новость о его снятии с соревнований оказалась бомбой для подэлитного футбола. Впрочем, скорее всего, команда новый сезон начнет в ПФЛ.
Можно предположить, что эти две потери далеко не последние. Например, в серьезных долгах живет «Мордовия», определенная нагрузка есть у воронежского «Факела», хотя там в январе рапортовали о стабилизации финансового положения, да и про «Томь», которая стабильно раз в несколько сезонов бросает клич о помощи, не стоит забывать. Эти клубы давно были в зоне риска, а сейчас, когда властям субъектов и спонсорам далеко не до футбола, ситуация может стать патовой — спасать некому. Многие компании оптимизируют свои расходы, а регионам нужно бросать деньги на борьбу с коронавирусом и спасать свою экономику.
Радует одно — на вакантные места в ФНЛ есть спрос, во всяком случае, пока. Многим частным клубам, выступающим в ПФЛ, оставаться в низшем дивизионе еще на один сезон экономически не целесообразно, поэтому путевкам наверх они будут рады. Текущий кризис может пойти на пользу российскому футболу, оздоровив его. И пройдут этот период без потерь только клубы с грамотным и эффективным менеджментом.