Зульфат Закиров: Мы только приоткрыли завесу тайны, а зрители сами будут делать выводы

news_top_970_100

Фото из архива Зульфата Закирова

Не так давно в Казани представили художественный фильм режиссера Радика Кудоярова «Кара урман» («Черный лес»). Картина о героической и трагической истории Мусы Джалиля и подпольной группы легиона «Идель-Урал» Гайнана Курмаша, в которую входил поэт.  

Лейтмотивом фильма стала татарская народная песня «Кара урман» («Черный лес»). Эта песня о том, как тяжело идти по темному лесу в одиночку. Только благодаря помощи надежных друзей и хорошим лошадям можно не заблудиться, выдержать все испытания, которые ждут в лесу, и выйти из чащи. 

Мы встретились с исполнителем роли Мусы Джалиля, заслуженным артистом Татарстана, актером театра имени К.Тинчурина Зульфатом Закировым.

«Было много знаков судьбы и необычных совпадений»

- Зульфат, что вы почувствовали, когда вам предложили воплотить в фильме образ Джалиля? 

- Я благодарен режиссеру Радику Кудоярову за то, что дал мне возможность принять участие в таком историческом проекте. Не секрет, что роль Мусы Джалиля должен был играть другой актер, но так сложились обстоятельства, что в тот момент он был очень занят в театре, его не отпустили на съемки, и режиссер предложил эту роль мне. Думаю, все произошло не случайно. Было много знаков судьбы и необычных совпадений. Например, у нас с Мусой Джалилем день рождения совпадает - мы оба родились 15 февраля. Другое совпадение. Фильм начинается с казни главных нацистских военных преступников. Смертный приговор им был вынесен Международным военным трибуналом 1 октября 1946 года. Их было 11 человек. И участников подпольной группы, казненных фашистами, тоже было 11. Когда снимали эпизод казни Риббентропа, на часах было точное время этого события. Никто так специально не подгадывал, просто так совпало… 

Еще один поразительный факт - фильм сняли за 21 день, и это несмотря на то что не все шло гладко. Но команда была высокопрофессиональная, каждый четко понимал свою задачу, все работали слаженно, и съемки прошли на одном дыхании. 

- Ваш образ не совпадает с тем образом Мусы Джалиля, который сложился у всех по его фотографиям. Значит, не было задачи добиться портретного сходства? 

- Есть довоенные фотографии Джалиля. А какой он был в тюрьме? Кто это может точно сказать? Портретное сходство было не так важно. Я очень придирчив к себе. Мои коллеги по театру, смотревшие фильм, говорили: «Мы видели на экране не Зульфата, а совершенно неожиданный образ Джалиля». Значит, у нас получилось создать фильм, если зрители забывают про актерскую игру, им просто интересно смотреть эту историю. 

«Это не историческое расследование, а философская притча»

- Многие говорят, что фильм не отражает всей правды о Джалиле и деятельности подпольной группы легиона «Идель-Урал»… 

- Фильм художественный, но основа у него документальная, и у каждого персонажа есть конкретный прототип. Достоверных сведений, документов о деятельности подпольной группы известно немного. История непростая и неоднозначная. Даже спустя много лет после войны их считали предателями. И только в 1956 году казненные фашистами подпольщики были реабилитированы. Из них только Джалилю было посмертно присвоено звание Героя Советского Союза. Что и как было на самом деле? Сейчас определенно сказать невозможно, до сих пор архивные материалы засекречены. Поэтому фильм - не историческое расследование, а философская притча. Этот жанр помог подняться над всеми сложными моментами и придать истории глубокий философский смысл о добре и зле, о жизни и смерти, о чести и предательстве, о любви к Родине, семье. 

- Каким, по вашему мнению, был Джалиль?

- Для меня Джалиль - это человек, которого не сломили жесткие удары судьбы, который не поддался искушению сохранить себе жизнь ценой предательства. Джалиль и его товарищи до войны прошли нелегкий жизненный путь, они столкнулись с несправедливостью, красным террором, и у каждого из них к советской власти было много вопросов и претензий. Но, несмотря ни на что, они остались верными своей стране, своему народу. Хотя чего им только не обещали немцы за сотрудничество! Не зря же после вынесения смертного приговора их уговаривали, пугали, снова уговаривали перейти на сторону Германии. Но узники отказались от сотрудничества с фашистами. Они на смерть шли осознанно, гордо подняв голову. И не случайно в плену Джалиль назвался другой фамилией: Гумеров. В переводе с татарского «гумер» - «жизнь».

«Разные мнения о фильме - это нормально»

- Вы готовы к тому, что зрители неоднозначно воспримут фильм?

- Конечно. Разные мнения - это нормально. Всем угодить невозможно, да и не собирались мы никому угождать. Мы только приоткрыли завесу тайны - что там могло бы быть. А зрители посмотрят фильм и сами будут делать выводы. 
Знаю, многие посчитали слишком затянутыми философские беседы Джалиля и начальника тюрьмы штандартенфюрера Рудольфа Фляйшмана, роль которого сыграл Павел Харланчук. Они по строчке цитируют Гете, Джалиль читает Фляйшману «Шурале» на немецком языке. Все это раскрывает характеры героев. 

Джалилю нужно было выиграть время. У него была главная задача - передать на волю «моабитские тетради». Он думал о том, как отодвинуть казнь хотя бы еще на один день, чтобы успеть дописать стихи. Джалиль понимал, что только так он может донести до потомков правду о себе и своих товарищах. 

- Почти одновременно с презентацией фильма в театре Тинчурина состоялась премьера спектакля «Таһир-Зөхрә» («Тахир и Зухра»), который вы поставили как режиссер. Поздравляем и с театральной премьерой! Чем эта старинная восточная легенда созвучна сегодняшнему времени? 

- Эта пьеса Фатхи Бурнаша основана на легенде о двух влюбленных - Тахире и Зухре. Пьеса большая, материал непростой, и если подходить классически, то пришлось бы поднимать огромный исторический пласт и делать четырехчасовой спектакль. Над пьесой пришлось поработать, сократить. Благодарен директору нашего театра Фанису Наиловичу Мусагитову и главному режиссеру Туфану Рифовичу Имамутдинову за то, что поддержали этот эксперимент. Мы ставили спектакль о любви. Проблема в том, что нынешняя молодежь не очень-то и стремится бороться за свою любовь. И вторая проблема - отношения отцов и детей. Современные родители все время куда-то торопятся, по уши в работе, кредитах… И получается, что все делается вроде бы для детей, но детей они не видят.

Надо уметь переключаться с работы на семью, находить время на общение с ребенком. Карьера, семья - одно другому не должно мешать. Это, конечно, сложно, но надо учиться. Люди отдаляются друг от друга, а театр - это в первую очередь живое искусство, объединяющее людей. 

news_right_column_240_400