Сегодня свое 70-летие отмечает народный артист РТ, заслуженный артист РФ, лауреат Государственной премии РТ имени Г.Тукая Евгений Кузин.

Любите ли вы театр? На этот сакраментальный вопрос он едва ли ответил бы, поскольку до поступления в университет в театрах не бывал. Приехал в Казань из деревни Малая Кандала Ульяновской области поступать на геологический факультет КГУ. И однажды записался в студенческий театральный коллектив, не подозревая, насколько это изменит его жизнь.

Евгений вынул счастливый билет. Его пригласили в прославленный тогда Качаловский театр, где играли корифеи: народные артисты СССР Елена Жилина и Николай Якушенко, а руководил театром кузинский тезка - знаменитый режиссер Евгений Простов, с именем которого связаны лучшие страницы казанского театра. Ставили "Юность Буревестника" - о казанском периоде писателя Горького, и решили, что студент-геолог Кузин внешне весьма похож на Алешу Пешкова. Его характерный волжский говорок также соответствовал.

Горький и геология недолго спорили в душе Евгения, и окончив университет, он отправился в разведывательную партию. Но театр его и в тайге не оставил - Кузина снова пригласили играть ту же роль в Москве, во время Дней литературы и искусства Татарской АССР. Столичные критики прочили геологу большое сценическое будущее! И он не стал больше искушать судьбу (в третий раз она могла передумать!), был принят в прославленную качаловскую труппу, одновременно поступив в студию при театре.

В 60-х он сыграл Хлудова в знаменитом "Беге" М.Булгакова, в 70-х - сэра Томаса в лучшем спектакле тех лет "Быть или не быть" У.Гибсона, в 80-х - Василия Кузякина в популярной комедии В.Гуркина "Любовь и голуби". Играл много, был настоящим любимцем публики. С уходом простовских стариков сам вошел в плеяду корифеев качаловской сцены, во всяком случае, иначе мы его не воспринимали.

От просто актеров Кузин отличался - наверное, сказались университетское образование, точная наука геология. Глубины сценических характеров он исследовал, не боясь забираться в высоты. Его основательность, авторитет заметили и наверху - выдвигали в Казанский Совет народных депутатов, Верховный Совет республики. В трудный для театра период Кузину предложили поработать директором. Евгений Андрианович согласился с одним условием - со сцены он не уйдет... И в какой-то момент просто надорвался.

Его уж было похоронили, в том смысле, что ставили крест на карьере. А он выкарабкался и снова вернулся на сцену.

В настоящее время он - художественный руководитель Казанского театрального училища, где преподавал тридцать лет. Мастер по-прежнему в гуще событий и о покое не думает. Об этом думать некогда.

Александр ВОРОНИН, историк театра