По мнению историка Феликса Эденхофера, такой диалог или похожий на него мог состояться в 1909 году в Вене, куда непостижимые пути провидения свели двух человек, попытавшихся направить развитие человечества один в направлении коммунизма, другой - фашизма.

Каждого привела в Вену его судьба. Гитлер поселился в доходном доме на Фельберштрассе в ноябре 1908 года. Он переживал первый тяжелый стресс - его попытка стать художником провалилась.

Увы, профессор, рассматривавший его картины, был плохо знаком с творчеством древнегреческого философа Платона. Когда спросили его, почему он хвалит стихи бездарного поэта, Платон ответил: «Я рад, что он пишет плохие стихи, а не грабит людей по ночам». Несведущий профессор отверг картины начинающего художника, и тот занялся сначала философией - обоснованием превосходства арийцев над другими нациями, а затем политикой - воплощением этой философии в реальность. Это новое увлечение обошлось человечеству в десятки миллионов жизней.

Но это было потом. А пока Адольф Гитлер, мечтавший стать живописцем или в крайнем случае архитектором, жил в Вене и там был призван на действительную военную службу.

Владимир Ульянов, тоже находившийся в то время в Вене, был очень занят. Он начинал предпринимать шаги для перехода от теории революции к практике. В Вене он встретился с другим теоретиком, также спешившим применить свои знания в революционной борьбе, - Львом Бронштейном.

Пройдет всего 8 лет, и мир узнает Бронштейна как Льва Троцкого, создателя Красной армии и теоретика будущих концентрационных лагерей, в которых погибло около 10 миллионов россиян.

Сидевшие за шахматной доской и увлеченные игрой, будущие творцы новой истории не заметили, как в углу кофейни за столиком расположилась молодая художница Эмма Ловенштам. Она установила свой мольберт и старательно стала наносить на холст портреты шахматистов.

Прошло несколько десятилетий. Сначала в России совершилась пролетарская революция, затем в Германии к власти пришли фашисты. На полях Европы столкнулись две уверенные в своей правоте силы. Сотни тысяч танков пропахали ее поля сначала от Берлина через Польшу, Чехословакию, Белоруссию, Украину к Москве... затем в обратном направлении от Москвы к Берлину.

И вот уже после окончания Второй мировой войны грянул политический гром. Феликс Эденхофер опубликовал статью, в которой написал о существовании картины, где вождь пролетариата В.Ленин играет с вождем фашизма А.Гитлером в шахматы. В качестве доказательства он привел воспоминания жены брата художницы Марианны Вайштайн, которая подтвердила существование картины. Историк также нашел двух внушавших доверие свидетелей встреч Ленина и Гитлера - члена Международного венгерского филологического общества Эриха Ф.Ригера и спутника Гитлера венских времен Августа Кубичека, и даже отыскал запись о встречах двух лидеров в биографии фюрера, написанной Конрадом Хайденом.

Последним аргументом в споре с биографами Гитлера и Ленина послужила представленная авторская копия картины. В ее углу можно прочесть надпись «Гитлер с Лениным играют в шахматы».

И еще одна деталь, косвенно подтверждающая гипотезу историка Эденхофера. Художница Эмма Ловенштам, еврейка по национальности, не только никогда не была репрессирована, хотя проживала на территории Третьего рейха, но и была в 1937 году приглашена в качестве почетного гостя на Вагнеровский фестиваль в Бейренте. Приглашение художнице-еврейке лично прислал имперский канцлер Адольф Гитлер.

Михаил КОСТИН.