В "СЛЕПОМ" ПОЛЕТЕ

Это был самый обычный рейс из Казани в Симферополь, не считая того, что обычно на борт "тушки" берут 56 пассажиров, а в связи с огромным количеством желающих провести отпуск на юге на сей раз на борту было около 90 человек - в то время Казань отправляла в сутки более 10 тысяч человек.

У штурвала - опытный командир Рашид Ибрагимов. Плановая посадка в Харькове. Беду не предвещает ничего: на небе ни облачка, синоптики не предсказывают ничего серьезного. Но через полтора часа полета воздушная обстановка резко меняется. Собираются грозовые тучи, самолет начинает сильно трясти. Симптомы настораживающие... Однако деваться некуда - командир докладывает диспетчеру на землю о том, что лайнер занимает заданную высоту.

И буквально сразу после этого самолет погружается в кромешную тьму и попадает под "обстрел" молний и града. Чудовищный удар по фюзеляжу, и самолет резко бросает вверх - легко, словно перышко, как будто какая-то неведомая сила играет самолетом в пинг-понг. На какое-то мгновение машина становится на хвост почти вертикально - командир видит это по показаниям прибора - и, покачавшись как гигантское веретено в небе, резко падает на нос... Потом самолет внезапно бросает вниз - а ощущение такое, словно он просто висит в воздухе, а время как бы остановилось. И вместе с тем Ибрагимов понимает, что лайнер несется с огромной скоростью навстречу земле, навстречу гибели... Но что тут можно сделать? Сам он повис на привязных ремнях, ноги оторваны от педалей, показания приборов читать невозможно. Самолет вышел из-под контроля - такой полет летчики не случайно называют слепым. И от штурвала, в который Ибрагимов вцепился мертвой хваткой, никакого толку - он словно взбесился,  ходит сам по себе туда-сюда, будто отделился от руля управления.
Понимая, что они находятся во власти грозовой стихии, очень некстати припомнил Ибрагимов полет в подобных условиях другой "тушки" - Ту-104 - закончившийся трагически. Подумал о сыне, который вскоре должен был появиться на свет. Неужели ему не доведется увидеть отца?
И вот в этот самый момент в адской тьме появился просвет... Еще мгновение, и самолет выбросило в светлую полосу... Стихия сама распорядилась судьбой самолета - сначала затянула его в грозовое облако, потом "выплюнула" оттуда...

Трудно поверить, что все это уложилось всего в несколько секунд.

"НЕ МОЖЕТ БЫТЬ!"

Однако командиру лайнера легче от этого не стало. Восстановить положение самолета по приборам было невозможно, но Рашид Ибрагимов сумел установить, что самолет боком несется к земле с большой скоростью. Совместными усилиями пилотам удалось изменить положение самолета и привести полет к нормальным условиям. Но тут его ожидало новое потрясение: высотомер показывает, что всего за несколько секунд самолет потерял около 4 тысяч метров высоты! Как опытный пилот Ибрагимов понимает, что это из ряда вон выходящее событие. Однако штурман подтверждает - это действительно так.

Уф-ф... остается доложить на землю о положении в небе самолета - ведь в харьковской авиазоне множество различных аэродромов, так что самолетов вокруг, по выражению Ибрагимова, как пчел на пасеке.

- Харьков, Харьков! Я борт 45038, курс... скорость... высота... - докладывает еще дрожащим голосом Ибрагимов и слышит в ответ недоуменный голос диспетчера:
- Да вы что? Только что докладывали, что заняли высоту 7200 метров, а теперь вы  на высоте 2800? Такого не может быть!

Конечно, не может быть, думает Ибрагимов, он и сам в такое верит с трудом, но ведь - вот он и вот самолет, недавно с бешеной скоростью падавший с неба...
Как бы там ни было, Ибрагимов решил продолжать полет. Передал управление второму пилоту, вышел из кабины в вестибюль... А выйдя, понял - самолет, вырвавшись из грозовых объятий, не единожды, а дважды и даже трижды избежал трагического конца. Он увидел под ногами панель силовых шин, что идет на запуск двигателя, с которых были сорваны крышки, а на них -  металлическую пробку от бутылки (это бортпроводница в момент, когда самолет начало трясти, готовилась вынести в салон поднос с минералкой для пассажиров)... Переместись эта пробка еще чуть-чуть, что в условиях такой болтушки непременно должно было произойти, - и тогда короткое замыкание, пожар на лайнере... Нет, кто-то из команды или пассажиров точно родился в рубашке.

Взглянул командир вверх - и снова схватился за сердце: крышки-то от шин взлетели вверх и оставили на внутренней обшивке потолка большую трещину... А  если бы произошла разгерметизация?! Да, точно на борту есть те, чьи ангелы-хранители не зря на своей должности числятся... А может, мистическую роль сыграло присутствие на борту самого председателя КГБ ТАССР...

"А ОБ ЭТОЙ ИСТОРИИ ПОМАЛКИВАЙТЕ..."

Самолет, за полетом которого, как оказалось, с момента доклада диспетчеру о невероятном рейсе следила сама Москва, благополучно сел в Симферополе. Правда, части пассажиров начало отпуска на вожделенном юге пришлось провести в больнице - сказались травмы, полученные во время полета. Но серьезно пострадавших не было, лишь у одного мужчины не выдержало сердце - он летел на самолете после инфаркта вопреки запретам врачей. Травму средней тяжести получила стюардесса Неля: когда самолет встал на хвост, она шла по коридору и на полном ходу перекувырнулась через голову. Хорошо что пассажиры толком даже не поняли, что произошло. Только те, кто не пристегнулся, испытали все прелести "свободного полета", - взлетев вверх из кресел во время падения самолета, они погнули своими телами металлическую трубку, окантовывавшую полки на потолке. А другие даже на посадочной полосе в Симферополе, пребывая в шоке, наоборот, еще туже затягивали ремни безопасности, отказываясь верить, что все уже позади.

У пилотов были свои испытания: из Москвы для следствия, которое длилось две недели, выехала особая комиссия из 30 специалистов разных направлений - от "особистов" до синоптиков. И этого было мало: потом команду вызвали персонально в Москву в главную инспекцию Аэрофлота - здесь летчиков допрашивало высшее начальство из самых разных сфер. Ответственность за экстремальный полет с пилотов сняли - признали, что в неординарных условиях экипаж не виновен и сработал профессионально. И все же эта история с потерянными самолетом 4 тысячами метров казалась настолько невероятной и загадочной, что экипажу посоветовали об этой истории особо не распространяться...

Остается добавить, что на сегодняшний день в мире подобных случаев преодоления такого количества метров за рекордные несколько секунд не зафиксировано. К счастью.

Светлана ГОРДЕЕВА.

P.S. Факт, изложенный в этом материале, редакция "Казанских ведомостей" направит для регистрации в Книгу рекордов "Левша".