Можно долго рассуждать об экономическом эффекте чемпионата мира, средствах, которые привлечены в нашу экономику с гостями, но глобально этот эффект станет заметнее спустя какое-то время. А пока остановимся на том, что мы почувствовали, сделали и изменили в себе всего за месяц.

Итак, разрушены стереотипы иностранцев о России. Накануне ЧМ некоторые зарубежные политики и СМИ подняли волну истерии рассказами об опасностях, которые ждут болельщиков в нашей стране. Но в реальности никакие страхи не оправдались, и иностранцы попали в объятия российского гостеприимства. Болельщиков приятно удивила наша открытость, готовность прийти на помощь по любым вопросам, наша культура и кухня. Гости России находили наш отклик и поддержку, несмотря на языковой барьер, - это ли не круто?

Во время чемпионата мы с вами узнавали много нового о других странах. Чего только стоит колумбийский и бразильский красочный карнавал в центре Казани! А как зажигали панамцы в Саранске или исландцы рядом с Кремлем в Москве! За месяц мы как будто совершили небольшое кругосветное путешествие по странам-участницам ЧМ. На примере нашего города увидели контраст между шумными аргентинцами и сдержанными корейцами, осваивали испанский язык и учили бразильца, прославившегося на весь интернет, говорить, что «Казань - отличная».

Мундиаль показал, что Россия готова к безвизовому режиму. Да, перед получением Fan ID болельщиков досконально проверяли правоохранительные органы. Но это позволило избежать околофутбольных скандалов. Ни одной драки русских с англичанами или поляками, как это было на Евро-2016, не случилось. Да, произошел небольшой конфликт аргентинцев с хорватами, но власти южноамериканской страны отреагировали оперативно с предложением депортировать зачинщиков.

Болельщики приехали в Россию на праздник. Гуляли шумно, но в рамках правил. На той же интернациональной Никольской улице в Москве не разбили ни одной витрины, а от Зиланта у станции метро «Кремлевская» ничего не отломали на сувениры.

После мундиаля у нас остались прекрасные современные стадионы. «Казань-арене» в этом году исполнилось 5 лет, и к ней мы уже как-то привыкли. А вот в Волгограде, Ростове-на-Дону и некоторых других городах, ранее обделенных спортивными событиями мирового уровня, ЧМ стал поводом к возведению современных арен. Так, в прошлое с телекартинки ушел самарский «Металлург», трибуны которого обдувались всеми ветрами и не имели козырьков, из-за чего в непогоду страдали болельщики. А в Сочи после ЧМ вновь появилась своя футбольная команда, причем сразу в подэлитном дивизионе. Да и небольшие города, где располагались базы команд-участниц мундиаля, заметно преобразились фасадами, новым асфальтом, инфраструктурой. А уж какая память о ЧМ останется у молодых парнишек из Бронниц, где жил Месси, или из Зеленогорска, где тренировался лучший бомбардир турнира Кейн.

Можно с уверенностью сказать, что главный футбольный турнир привил россиянам новую культуру боления. Ходить на комфортный стадион - теперь это тренд. Люди после мундиаля охотнее, чем раньше, идут даже на матчи ФНЛ, что видно из данных посещаемости первых туров. А на прошлой неделе стартовал новый сезон РПЛ, где заполняемость арен будет еще выше.

ЧМ доказал, что наши болельщики готовы к продаже пива на стадионах. По ходу матчей мундиаля не случилось ни одной пьяной потасовки на трибунах. На матчах ведущих европейских чемпионатов пиво не только неизменный атрибут выходного дня болельщика, но и весомая статья доходов клубов. Быть может, по горячим следам ЧМ законодательство по этому вопросу претерпит изменения.

Но главный итог месячного праздника в том, что мы полюбили футбол. Совсем скоро нас ждет ажиотаж в футбольных секциях, очередь из команд на бесплатных полях в казанских дворах. Но только в наших силах не растерять все это наследие мундиаля. Сможем ли?..