За три года город привык к летнему самолетному уик-энду. Однако интерес у казанцев и гостей столицы, как показали прошедшие соревнования, нисколько не угас. Зрители охотно шли и в платный парк активностей, и скапливались на альтернативных бесплатных площадках - вокруг «Чаши» да на Кремлевской набережной. А посмотреть в парке активностей было на что: организаторы распределили вокруг городского загса шатры партнеров, фотозоны. Например, на одном из аттракционов, воспроизводившем часть перегрузок пилотов в самолетах, можно было проверить свой вестибулярный аппарат на прочность.
В шатре волейбольного «Зенита» можно было сфотографироваться с трофеями клуба, а чуть поодаль, на газоне, сыграть в волейбол. Один из крупнейших мировых автоконцернов на своей площадке организовал зону виртуальной реальности управления транспортным средством. Здесь нашлось место даже футболу - посетителям предлагалось отыграть виртуальный матч на электронном настольном футболе.
Юным посетителям парка, помимо развлечений с аниматорами, предлагалось восстановить пилон. Конечно, по размерам он был куда меньше тех, что расставили по Казанке, но процесс интересный - нужно пристегнуть одну часть к другой и включить систему наполнения воздухом. Поразили, но с негативным осадком, цены на сувенирную продукцию. Так, значок стоил 500 рублей, две ручки - 690, а кружка и вовсе 1200. На этом фоне стоимость сувенирки от FIFA годом ранее кажется куда более демократичной.
Впрочем, основное действо разворачивалось не на земле, а в воздухе. Соревнования Air Race проходят в двух классах: Master и Challenger - это как первая и вторая лига в любом спорте. Первый день был посвящен квалификации класса Master и розыгрышу Challenger Cup I. Дабы повысить спортивный интерес к квалификации, организаторы внесли ряд изменений в правила: три лучших пилота отныне получают очки в итоговую таблицу. Летчикам, как и прежде, предстояло преодолеть трассу над Казанкой, состоявшую из нескольких одиночных пилонов и ворот. В этом году расположение пилонов стало чуть ближе к правому берегу реки, что улучшило обзор на гонку.
Нельзя не сказать и о важном звене соревнований - центре управления полетами, куда стекается вся информация о самолетах от момента взлета до посадки. Внешне центр напоминает диспетчерскую аэропорта. На нескольких экранах воспроизводятся данные о погодной ситуации, трансляция с нескольких камер (в том числе и закрепленных на самолете), хронометраж прохождения трассы, данные о перегрузках и многое другое.
Здесь же ведут работу судьи соревнований, которые определяют правильность прохождения трассы.
- Например, в момент прохождения двойных ворот пилоты должны держать самолет параллельно земле, и мы за этим следим. Сюда приходит информация о давлении, температуре, количестве топлива в самолете, данные по двигателю. Иногда центр получает данные о неисправности на борту раньше, чем пилот, - объясняет race-директор Стив Джонс.
В первый же день соревнований центру пришлось поволноваться. Немец Маттиас Дольдерер в конце пролета задел крылом пилон. Оговоримся, ткань для красно-желтого яруса намного легче типографской бумаги и при малейшем контакте с самолетом она рвется. Но Дольдереру повезло меньше - он задел участок более плотной ткани. В итоге по крылу пошла трещина, которую команда техников за ночь залатать не сумела, и немец не вышел на трассу финала во второй день.
А триумфатором этапа в Казани ожидаемо стал действующий лидер турнирной таблицы японец Есихидэ Муроя. Он опередил австралийца Мэтта Холла на 0.185 секунды и увеличил отрыв от преследователей по очкам.
Так Казань, на радость тех, кому надоели «жужжалки», попрощалась с авиагонками. Однако, по заверениям министра спорта РТ Владимира Леонова, точка в этом вопросе не поставлена. Сейчас запущен процесс переговоров по проведению других мероприятий с разработкой плана на несколько лет вперед.