Академические или альтернативные?

В Казани существует семь государственных театров, из них три имеют статус академических.

news_top_970_100
Но в последнее время появились и альтернативные театральные проекты самых разных направлений. Одним из них является Театр на Булаке, необычный молодежный проект, созданный инициативной группой театралов Казани.- Наш театр создавался как площадка для молодых энергичных людей, которые хотят выразить себя на сцене, - рассказывает Евгений Аладинский, художественный руководитель Театра на Булаке. - Здесь все держится на энтузиазме самих актеров, на их желании и стремлении показать свои таланты. Но нельзя забывать, что главная функция сценического искусства - это воспитание, и наш проект тому пример. Только воспитываем мы весьма необычным способом. Когда дети и подростки видят на сцене молодых ребят, они удивляются. Это рождает в юных зрителях желание творить, они осознают, что молодость - это сила, именно молодые идут вперед и воодушевляют этот мир. Государство никак не помогает нашему театру, у власти нет желания и возможностей развивать новые ветви культуры. Театру на Булаке недавно исполнился год - и все это время он финансировался только за счет продажи билетов. Наш коллектив надеется, что в скором времени вышестоящие структуры заметят нас и окажут поддержку в развитии молодого, еще пока только развивающегося искусства.Действительно, атмосфера в театре уютная и необычная - повсюду газетные вырезки, фото спектаклей, маленькие уютные кресла и столики. Зал наполнен молодыми актерами - они смеются, дурачатся, репетируют, фантазируют, творят.- Наш проект часто называют экспериментальным, - объясняет актер Искандер Нуризянов, - и эксперимент заключается в том, что мы сотрудничаем с другими молодыми труппами, которые имеют необычный репертуар. Театр на Булаке объединил несколько коллективов, часто у нас гастролируют иногородние театры. Зритель может быть уверен - на каждом спектакле его ждет что-то новое и интересное.Не менее интересное направление в искусстве - музыкальный театр, репертуар которого состоит преимущественно из мюзиклов. Одним из таких проектов является казанский театр «Лориэн».- Наш коллектив создавался как альтернатива вокальной студии, главная цель которой не соревнования в вокальном мастерстве, а самовыражение, - рассказывает Елена Созник, руководитель театра «Лориэн». - Труппу составили молодые врачи, геологи, психологи, инженеры, экономисты. Все песни в спектаклях исполняют вживую, мы не используем в своей работе ни фонограмму, ни минусовку; все хореографические трюки исполняются самостоятельно независимо от сложности. Финансовое положение коллектива весьма тяжелое. Бюджет театра состоит только из вкладов самих артистов, и помощи ждать неоткуда. Но тем не менее «Лориэн» существует уже 8 лет, и все это время ребята активно участвуют в организации спектаклей: оформляют сцену, одалживают технику, помогают с пошивом костюмов. Несмотря на все трудности, наш коллектив регулярно пополняется новыми талантами, желающими попробовать себя в мюзиклах.Следует отметить, что не только новые театры создают экспериментальные проекты - драматические тоже не стоят на месте. На больших подмостках играют не только классические спектакли, но и пробуют делать необычные работы. Один из таких театров - Камаловский.- В нашей труппе около 15 молодых актеров, - рассказывает Ильгиз Зайниев, молодой востребованный драматург. - В Малом зале мы пытаемся экспериментировать. Так, под вывеской «альтернативный театр» мы сделали поэтическую композицию «Новая волна», где молодые поэты исполнили свои стихи; поставили хореографический спектакль «Танцуй, танцуй, Хайбулла...» (солист - Нурбек Батулла) и Derdmend - спектакль по стихам, письмам и фрагментам биографии татарского классика Дердменда (Закира Рамиева). Эти проекты имеют огромный успех. Я считаю, что пока жива татарская нация, театр не перестанет существовать. Не следует забывать и об объединениях любителей театра - так называемых клубах или кружках. Они играют немаловажную роль в развитии сценического искусства. Обсуждение спектаклей, общение с театральными деятелями, предложение различных интерпретаций произведений драматургии - вот далеко не весь перечень вклада, который вносят рядовые зрители в культуру.- Мы каждый месяц приглашаем драматургов, актеров, режиссеров, сценаристов, - рассказывает Елена Шевченко, председатель клуба любителей театра «Галерка». - Нам интересно, как работает театр изнутри, так сказать, за кулисами. В клубе около двадцати постоянных членов, иногда приходят студенты, аспиранты, педагоги, интересующиеся театром или определенной темой собрания. Мы ходим вместе на спектакли, потом обсуждаем их, делимся впечатлениями и мнениями. Стараемся не пропускать ни одного культурного события. Мир театра настолько увлекателен, широк и интересен, что ни один человек не сможет постичь его до конца. Вместе с тем именно молодые люди и были инициаторами создания нашей «Галерки». Хотелось объединить неравнодушных к сцене людей и вместе с ними постигать театральные тайны.И все-таки остается главный вопрос: а нужно ли развивать культуру, а нужны ли новые проекты, если уже существуют привычные и устоявшиеся академические театры? Безусловно, время не стоит на месте, меняется жизнь, а вместе с ней искусство. Несмотря на свою неопытность, театральный постмодернизм, молодые отстаивают право творить и двигать культуру вперед.

news_right_column_240_400