Исчезновение любого языка - потеря для всей цивилизации
- Рузаль Абдуллазянович, есть мнение, что в период глобализации, когда стираются все границы, сохранить национальные языки невозможно. Это так?
- Развитие языка - сложный и противоречивый процесс. Глобализация активизировала взаимодействие, взаимовлияние языков друг на друга. Языком межнационального общения стал английский, и многие другие языки постепенно исчезают, отмирают. Это естественный процесс. Но его можно ускорить, а можно стараться продлевать жизнь языкам, развивать их.
Исчезновение любого языка - это потеря для всей мировой культуры, мировой цивилизации. Поэтому понятно стремление многих народов сохранить свой родной язык.
- Языки формируются столетиями, а умирают быстро...
- Да, если два-три поколения не будут разговаривать на своем родном языке, то он исчезнет. Поэтому волнения по поводу изучения, сохранения и развития государственных и национальных языков, возможно, сыграли свою положительную роль. Общество наконец-то обратило внимание на эту острую проблему. И еще очень важно понимать, что грамотное, тактичное решение языкового вопроса - это залог поддержания мира и стабильности в нашей многонациональной стране.
Реально ли выучить язык за 2 часа в неделю?
- По новым федеральным государственным образовательным стандартам на преподавание национальных языков выделяется всего 2 часа в неделю. Но этого же мало...
- Даже если будет по 2 урока татарского языка в неделю, то за 9 лет учебы язык можно выучить на хорошем уровне. Здесь многое зависит от опыта и прилежания преподавателя, от семьи. Но самое главное - методика. Методика, методика и еще раз методика! Она должна быть современной и эффективной. Еще 10 лет назад я выступал за то, чтобы изменить в корне методику преподавания татарского языка.
- Как ее необходимо поменять?
- Сейчас в программе сделан упор на грамматику, поэтому школьная программа по татарскому языку очень сложная. У меня внуки - школьники, им с уроками помогает бабушка. Она училась в татарской школе, отлично знает язык, но даже ей бывает сложно справиться с домашними заданиями, которые задают детям во 2 - 3-х классах. В новой программе необходимо основное внимание обратить на коммуникативное обучение, чтобы дети могли понимать татарскую речь, общаться.
- Уже есть такие программы?
- Наработки есть. Можно переработать учебную программу по татарскому языку, взяв за основу методику преподавания иностранных языков. Эта методика намного эффективнее.
Надо проводить инвентаризацию всех учебных пособий и создавать новые, учитывая все прошлые ошибки и перекосы. Проблема еще в том, что сложно находить авторов. Над учебниками должны совместно работать ученые и учителя - теоретики и практики. Только в таком тандеме можно создать качественные учебники.
Необходима серьезная переподготовка и самих преподавателей татарского языка.
Это всего лишь несколько аспектов. Проблема преподавания языков комплексная, поэтому у министра образования и науки РТ должен быть заместитель, который бы занимался только вопросами национального образования в республике.
Не должно быть деления по принципу «татарин - не татарин»
- Многие учителя говорят, что в школе нужно давать только основы языка, а главные уроки татарского ребенок должен получать в семье...
- Конечно, семья - это очень важно для сохранения языковых традиций. Но сейчас выросло второе поколение татар, которые сами не знают языка. Они выросли в русскоязычной среде и в лучшем случае владеют бытовым татарским языком. Как такие родители могут передать ребенку любовь к языку?
К тому же бытовой разговорный язык - это не литературный. А чтобы любой язык развивался, важно общение именно на правильном литературном языке.
- Программа обучения детей из татарских семей и семей русскоязычных должна отличаться?
- Раньше на уроках татарского языка отдельно рассаживали русских и татар. Но здесь не должно быть деления по принципу «татарин - не татарин». Если ребенок из татарской семьи не говорит по-татарски, он тоже должен быть в группе начинающих и изучать язык с самых азов. С теми, у кого есть желание глубоко изучать язык, надо работать более серьезно, чтобы в будущем они стали национальными кадрами - учеными, преподавателями татарского языка, журналистами.
Еще раз подчеркну: разделения детей по национальному признаку быть не должно. Нельзя допускать пропаганды превосходства одной нации над другой, в том числе и языкового превосходства. Надо создавать условия для изучения всех языков. Но принудительного обучения быть не должно.
«Татарский язык - это круто!»
- Изучение родного языка стало добровольным, значит, у школы появится еще одна задача - убедить родителей в том, что их ребенку нужен татарский язык?
- Знать несколько языков - это же здорово! Это развивает мозг, интеллект, тренирует память. Во многих странах говорить на двух-трех языках - это норма. И там никому не надо доказывать пользу, которую приносит знание языков. А русским родителям приходится растолковывать такие очевидные вещи.
Татарский язык - один из древнейших языков. В XII веке у татар уже были исторические, литературные памятники. Знание татарского языка дает возможность свободно общаться с людьми, живущими в тюркоязычных странах. Это выход в мировое пространство, открытие огромных перспектив.
- Как пробудить в молодежи интерес к татарскому языку, чтобы она с гордостью говорила: «Татарский язык - это круто!»?
- Любовь, интерес к родному языку надо прививать с детства. Должны быть такие учебные программы, где язык преподается через игру, живое общение. Было бы очень хорошо, если бы к популяризации языка среди молодежи активно подключились звезды эстрады, известные спортсмены, телеведущие, писатели, актеры, музыканты. Иногда одно слово кумира может повлиять на сознание ребенка больше, чем долгие уговоры родителей, педагогов.