«АКТРИСА МИЛОСТИЮ БОЖИЕЙ...»

8 ноября исполняется 140 лет со дня рождения знаменитой русской актрисы Веры Комиссаржевской.

news_top_970_100

Афиши с анонсами о ее гастролях появились в Казани чуть ли не с середины апреля 1905 года, когда в городе «бастовали» единственно студенты, а в остальном было относительно спокойно. Хотя великий Собинов, например, отменил свои гастроли в Казань, все же опасаясь неприятностей.

Ждали актрису с нетерпением, ибо талант ее гремел по всей России, и даже в Ужгороде, Вольске, Сарапуле или каком-нибудь Спас-Клепикове запросто могли догадаться с трех раз, кто такая Комиссаржевская.

«Вера Федоровна Комиссаржевская... В ушах истинных ценителей талантов, - писали казанские газеты, - талантов, для которых всякие эпитеты, как бы они не были восторженны, искренни и энтузиастичны, все же будут шаблонны и слабы, - это имя должно звучать, как красивая музыкальная фраза, полная глубакаго и яснаго смысла».

Вера Федоровна была дочерью известного тенора, и когда в начале мая 1905 года приехала в Казань, ей шел уже сорок первый год. За плечами огромное количество ролей, принесших ей общероссийскую известность: Лариса в «Бесприданнице» А.Н.Островского, Нора в «Кукольном доме» Г.Ибсена, Беатриса в «Сестре Беатрисе» М.Метерлинка. Она, как писали все без исключения театральные критики, была «актрисой милостию Божией».

Артистическое обаяние актрисы было необычайным. Играла она так, что публика в зале рыдала, потрясенная, а сама актриса нередко лишалась чувств прямо на сцене. В одном из театров, после второго акта, который В.Ф.Комиссаржевская «провела с небывалой силой и нервным подъемом, - писал «Казанский телеграф» №3706, - с артисткой на сцене приключился глубокий обморок. Сперва публика, охваченная одним только интересом к потрясающей судьбе героини, полагала, что обморок, так сказать, «по ходу пьесы». Когда же в первых рядах заметили «неподдельность» обморока артистки, то произошел настоящий переполох...»

Не стоит, наверное, и говорить, что все дни гастролей Веры Федоровны в Казани в городском театре был полный аншлаг. Мало того - давка. Комиссаржевская привезла в Казань три спектакля: драму в четырех действиях «Авдотьина жизнь» самородка Сергея Найденова, автора знаменитых «Детей Ванюшина»; «Строителя Сольнеса» - психо-символическую драму норвежца Генрика Ибсена, и «Дядю Ваню» Антона Чехова.

Некто театральный критик, работавший под псевдонимом Друг - Анри, писал, что в «Авдотьиной жизни» В.Ф.Комиссаржевская не «играла» Авдотью, не «исполняла роль» Авдотьи, а жила на сцене, была живой, воплощенной Авдотьей.

9 мая 1905 года, в последний день ее гастролей, шел спектакль «Дядя Ваня». Вера Федоровна, конечно, играла Соню. После ее заключительного монолога «была устроена» такая овация, что заглушила даже звук проходящего по Театральной площади трамвая. «Вызовам и аплодисментам не было конца», - писали казанские газеты. А когда Вера Федоровна вышла из театра, поклонники даже не осмелились приблизиться к ней.

- Смотрите, на ней лица нет, - пронеслось в толпе. - Совсем она себя не жалеет.

- Краше в гроб кладут.

- Да, долго она так не протянет.

Последний оказался печально прав. Вера Федоровна Комиссаржевская умерла через пять лет.

Леонид ДЕВЯТЫХ.

news_right_column_240_400
news_bot_970_100