Альберт Асадуллин родился в Казани 1 сентября 1948 года в семье офицера в отставке, участника Великой Отечественной войны. Учился в Казанском художественном училище, окончил Академию художеств в Ленинграде, получив диплом архитектора. Именно в академии начал петь в ансамбле «Призраки».
О нем заговорили в 1975 году, когда он исполнил партию Орфея в первой советской рок-опере «Орфей и Эвридика». Далее были роли в других рок-операх, сольные концерты. В 1984 году певец исполнил песню «Дорога без конца», которая стала его визитной карточкой.
Альберт Асадуллин - автор идеи первой татарской фолк-рок-оперы «Магди», созданной им в содружестве с композитором Масгудой Шамсутдиновой и режиссером Дамиром Сиразиевым.Заслуженный артист России, народный артист Республики Татарстан.
- Альберт Нуруллович, так получилось, что мы встретились на территории Суконной слободы, где прошло ваше детство. Сейчас здесь все изменилось...
- Да, я вырос на Суконке. Суконка - это моя боль, моя любовь. Перемены здесь начались давно. Когда-то, уже много лет назад, приехал в Казань. Было раннее утро, на вокзале сел в такси, по привычке сказал: «На Суконку». И уснул. Водитель разбудил меня: «Приехали!». Я вышел из машины и не понял, где мы: все перекопано, нашего дома и соседних домов уже не было, кругом большая стройка. И я заплакал.
Той легендарной Суконки больше нет. Конечно, можно было бы оставить часть Суконки для истории: там же были интересные купеческие дома, неповторимая атмосфера. Мальчишкой бегал на озеро Кабан, берега его были совершенно дикие. А сейчас все преобразилось, появилась красивая набережная...
- Вы сразу согласились принять участие в проекте «Со-творение»?
- Сразу. Это такое счастье, когда человек может вернуться в те места, где он вырос! Я благодарю председателя Союза художников Татарстана Альберта Шиабиева за приглашение. Он позвонил, рассказал о пленэре, и я согласился. С радостью и волнением.
- Волнением?
- Правду сказать, не рисовал 52 года! Не 5, не 10, а 52 года! Рисовал иногда, но карандашом, углем, сангиной. А здесь - акварель. Это совсем другая техника. Карандашный рисунок, если что-то не получилось, можно стереть, масло - зачистить и переписать заново, а акварелью надо писать с первого раза, здесь уже ничего не исправишь. Поэтому руки трясутся, линию страшно провести! Ужас просто. В живописи, как и в любом другом деле, нужен опыт, постоянная практика.
- Можно это состояние сравнить с предпремьерным волнением?
- Это реально так. Но перед спектаклем, концертом идет большая подготовительная работа, репетиции, а в проект я кинулся практически без подготовки, как в омут с головой.
Если бы здесь были начинающие художники, наверное, было бы не так страшно и волнительно. А работать в окружении таких суперпрофессионалов - большая ответственность. Соответствовать их уровню очень тяжело. Но на пленэре создана такая теплая дружеская атмосфера, что страх, тревога быстро исчезают.
- После окончания Академии художеств вы полностью ушли в музыку. Не тянуло к мольберту?
- Тянуло, но для меня заниматься параллельно музыкой и живописью - это невозможно. У меня такое отношение к делу: или делать очень хорошо, качественно, или не делать вовсе. Хотя сейчас, поработав несколько дней на пленэре, думаю о том, что надо продолжать заниматься живописью.
Музыка и изобразительное искусство всегда идут рядом. Очень многие художники работали и работают под музыку. И музыка, и рисование - это проявление самовыражения, эмоций. Это отдушина, которая так необходима каждому человеку.
- Кстати, не случайно во время самоизоляции очень востребованными стали всевозможные онлайн-курсы по рисованию во всех техниках: карандаш, акварель, пастель, масло...
- Конечно, и это замечательно. Все мы с удовольствием рисовали в детском саду, школе, а потом забросили: работа, домашние заботы, дети, каждодневная суета... А тут вдруг самоизоляция, и внезапно у людей появилось время. Его можно использовать для творчества, для того, чтобы раскрыть в себе новые таланты, способности. Не зря же мудрые люди говорят, что даже в самой негативной ситуации надо стараться увидеть какие-то положительные моменты, возможности для своего развития.
- Альберт Нуруллович, можно будет вас ждать в Казани с первой персональной выставкой?
- Я реально смотрю на свои работы и могу сказать, что пока оцениваю их уровень всего на 10 процентов относительно уровня моих работ времен учебы в Академии художеств. Это объективно так. Значит, надо продолжать работать. И если картины будут достойны выставки, то почему бы ее не сделать?
P. S. Напомним, в симпозиуме-пленэре принимают участие 30 художников из разных регионов России. За 13 дней они запечатлят на своих полотнах исторические места Казани, Свияжска, Болгара.
29 июля по итогам пленэра откроется выставка в Галерее современного искусства. Потом эту экспозицию смогут увидеть в других городах и районах Татарстана.
Половину всех работ, созданных в эти дни, художники подарят детским домам, реабилитационным центрам, краеведческим музеям республики. Оставшиеся работы планируется представить в других регионах России.