Александр Сидякин, заместитель председателя Комитета Госдумы РФ по жилищной политике и ЖКХ: Мы слишком либеральны к неплательщикам

Как сделать так, чтобы в наших домах всегда было тепло, светло, чисто? Как бороться с нерадивыми коммунальщиками и злостными неплательщиками за жилищно-коммунальные услуги?

news_top_970_100
Эти и другие актуальные вопросы обсуждались на заседании пресс-клуба «ЕР». Встреча прошла в рамках проекта «Школа грамотного потребителя», который организовала «Единая Россия». Свой взгляд на проблемы модернизации коммунальной сферы высказал депутат Госдумы РФ, заместитель председателя Комитета Госдумы по жилищной политике и ЖКХ Александр Сидякин. О преимуществах арендного жильяВ России исторически сложилось так, что примерно 75% граждан живут в собственных квартирах, 25% - в съемных. Эта модель абсолютно отличается от западной. Там примерно 80% живут в наемных домах, квартирах и только 20% - в собственных. Для экономики западная модель полезнее и эффективнее, потому что такой подход обеспечивает внутреннюю трудовую миграцию. Живя в арендном жилье, человек не привязан к одному месту, он может свободно переезжать туда, где ему в данный момент наиболее удобно и выгодно работать. Также эта модель снимает многие проблемы, связанные с обслуживанием ипотечного кредита. Зачем вгонять себя в ипотечную кабалу, всю жизнь выплачивать кредиты, когда можно просто арендовать жилье такого же класса? И аренда будет обходиться значительно дешевле, чем ипотека. К тому же заканчивается программа по переселению людей из аварийного жилого фонда. Для этих целей тоже будет строиться арендное жилье. О борьбе с неплательщикамиПолностью решить проблему с неплательщиками вряд ли получится. Везде есть 2 - 3% домохозяйств, которые не платят за жилье и коммунальные услуги. И среди неплательщиков не только те, у кого действительно финансовые трудности, но и люди состоятельные. Нередко жильцы имеют претензии к управляющей компании, а сами при этом годами не платят за коммунальные услуги. Бывают долги и под 300 тысяч рублей, и под 400... «А я принципиально не плачу, потому что не согласна с тарифами!» Так проблему не решить. Долг в любом случае придется гасить. Должники знают, что по закону единственная квартира пользуется иммунитетом, ее отобрать не могут, вот и не платят. Нельзя быть слишком либеральными к таким неплательщикам. Законодательством определен неприкосновенный норматив: 18 квадратных метров. Если, например, человек живет в квартире площадью 150 квадратных метров и не платит, надо переселять его на неприкосновенные 18 квадратов, а его квартиру продавать и с вырученных денег покрывать долги.
О жалобах на ЖКХ Ситуация в ЖКХ меняется, и жалобы сегодня уже не те, что были несколько лет назад. Раньше жаловались на то, что отопительный сезон не вовремя начался, на прорыв систем водо- и теплоснабжения, на ужасное состояние подъездов. Сейчас требования и просьбы иные: сделайте нам ограждения во дворе, чтобы машины на тротуар не заезжали, уберите свалку из-под окон дома, помогите благоустроить двор, приведите в порядок детскую игровую площадку. На качество услуг жалуются значительно меньше. Помогает созданная система общественного контроля в виде сквозных жилищных инспекций. Эта система работает: жилищники исправляют недочеты, которые были выявлены во время рейдов. В ЖКХ стали приходить профессионалы. Есть академия жилищно-коммунального хозяйства, которая разработала спецкурс. Он уже существует в нескольких университетах. Я думаю, что в вузах с каждым годом число специальностей, связанных с ЖКХ, будет увеличиваться. А профессионализм работников коммунальных служб будет способствовать улучшению имиджа этой отрасли. О жилищном абсентеизмеНе надо думать, что государство все должно делать за нас. Например, проводится капитальный ремонт дома. Жильцы говорят: «Почему мы это должны делать?» А кто должен?! Это ваш подъезд, ваши квартиры. Вы их все приватизировали, это ваше общее многоквартирное имущество, и вы ответственны за то, в каком оно состоянии. В избирательном праве есть такое понятие, как абсентеизм, то есть полное безразличие к своим избирательным правам. Это из той же серии. Человек должен понять, что квартира - это его собственность. Должно быть осознание того, что ты должен прийти на общее собрание жильцов, чтобы вникнуть во все проблемы, понять, куда уходят твои деньги. И, наверное, надо объяснить своему ребенку, что нельзя жечь кнопки в лифте, выламывать дверцы почтовых ящиков, мусорить, разбивать лампочки, потому что за все это приходится платить из собственного кармана. Вот для того, чтобы люди понимали это, знали свои права и обязанности, мы запустили проект «Школа грамотного потребителя».

news_right_column_240_400