«Американец» с синяком под глазом. Записки молодого учителя-мужчины

По данным Минобразования и науки РФ, в России 1,2 млн педагогов. Учителей-мужчин среди них около 7%. В основном это преподаватели физкультуры, трудового обучения, физики, истории и иностранного языка. Очень редко - литературы.

news_top_970_100
В связи с началом нового учебного года одного из них - 25-летнего бывшего казанского учителя английского языка, «КВ» попросили поделиться своими впечатлениями. Итак, школа глазами молодого мужчины.

Хитрая помощь   


Придя работать в школу, даже просто на педагогическую практику, новоиспеченный педагог надеется все сделать по учебнику: познакомиться с детьми, мгновенно найти с ними контакт и, воспользовавшись современными методиками, успешно их учить. Увы, в жизни все обычно бывает не так. Или, как у меня, совсем не так.
Так получилось, что на свой первый урок я пришел с огромным синяком под глазом. Нет, я не хулиган, и обстоятельства, при которых я его получил, меня оправдывали - накануне за подругу заступился. Только вот детям рассказывать об этом совершенно не хотелось. Завуч, представлявшая меня классам, отреагировала на молчаливое удивление ребятни деликатно и о моем синяке даже не спросила. К моему огромному удивлению, дети тоже.Они вообще вели себя чересчур исполнительно, отчего я нервничал еще сильнее. Уже потом, спустя пару дней, узнал, что мне хитрым способом помогла завуч. Она сказала ученикам, что я американец и по-русски почти не говорю. Каково же было удивление моих новых подопечных, когда через несколько дней их новый «американский» учитель заговорил с ними на чистом русском языке. Отношение изменилось мгновенно! Мои ученики-пятиклассники стали себя вести так, как положено детям в их возрасте: отвлекаться, переговариваться, шептаться. Так мне стало намного комфортнее. И началось мое возвращение в школу теперь уже в качестве учителя.
Первое, в чем я ошибался, представляя себя учителем, - наличие свободного времени. Я думал, что мой рабочий день будет заканчиваться самое позднее в двенадцать дня. На практике же оказалось, что свободного времени у меня не могло быть по определению: проверки домашних заданий и контрольных, составление планов и конспектов урока... Старшие коллеги сочувствовали и говорили, что скоро у меня накопится методический материал и опыт, станет легче, появится больше свободного времени, пока же советовали только терпеть. Самым страшным кошмаром, снившимся мне тогда, было то, что я прихожу на урок неподготовленным. Хотя преподавание мне, кажется, удавалось.

Освоились

Но чем сильнее мои ученики ко мне привыкали, тем старательнее пытались сесть мне на шею. Внимание со стороны детей было огромное. Каждый урок кто-нибудь пытался перевести разговор на личные темы, отвлечь меня, чтобы я рассказал что-нибудь о себе. Мальчики считали, что я, молодой мужчина, просто обязан разделять их увлечения компьютерными стрелялками. Но особенно много внимания было со стороны девочек... На своем опыте я убедился, что девочки в 12 лет считают себя уже девушками, хотя мальчики их таковыми не воспринимают. Кульминацией всей этой ситуации стало то, что ученики прознали мою фамилию. Казалось бы, что такого? А то, что мы живем в двадцать первом веке, и дети моментально нашли мою страницу в популярной социальной сети. Сообщения, открытки, песенки на стене... Ни одного праздника не обходилось без электронных открыток от учениц! А о количестве комментариев к моим фотографиям я скромно умолчу. Когда же мне стали приходить дурацкие эсэмэски (я давал свой телефон некоторым ученикам, чтобы помогать с домашним заданием), пришлось провести классный час на тему отношений учителя и ученика. Хотя был в этой ситуации и плюс. Я ведь тоже получил доступ к страницам учеников и узнал о них много нового.

Кошмар педагога...

Современные технологии вообще глубоко проникли в школу. С одной стороны, я работал в кабинете-мечте: компьютер не только на столе учителя, но и для каждого ученика, мультимедиапроектор и, самое главное, интерактивная доска. А с другой стороны - мобильные телефоны... Мобильники очень мешают работе учителя. А уж современные смартфоны с огромным количеством высокотехнологичных приблуд вроде интернета, фотоаппарата и мультимедиаплееров - это просто кошмар педагога! Дети по своей физиологии не могут надолго концентрировать свое внимание, а тут целый букет отвлекающих факторов. Причем полезным функционалом они не пользовались. Хоть бы «лингву» закачали, но нет. В определенный момент дошло до того, что приходилось собирать телефоны в коробку, прежде чем начинать урок, чего по большому счету делать было нельзя. Но отвечать на звонки родителей я не запрещал.У меня было две параллели: пятые классы и шестые. Но иногда приходилось подменять в старших классах. Там меня тоже сумели удивить: современные старшеклассники оказались очень избирательно целеустремленными. Когда я пришел на первое занятие, в классе  оказалось всего пять человек. На мой вопрос «Где остальные?» они пожали плечами и сказали: «А им для поступления английский не нужен».

...и мечта учителя

Тем не менее я убедился, что педагог - удивительная профессия!  Но так сложилось, что мне пришлось оставить преподавание. И дело было даже не в низкой зарплате, а в том, что я посвятил себя другой профессии. Хотя сейчас понял, что мне очень не хватает моих учеников. Этим летом встретил некоторых из них. Увидев меня, они побежали через всю улицу, выкрикивая мое имя. Приятно, черт возьми!.. Заметил, что они уже совсем взрослые. Им по шестнадцать лет, совсем скоро закончат школу и выберут профессию. И возможно, кто-то из них захочет стать учителем. По крайней мере, мне этого очень бы хотелось.КстатиПо данным управления образования, учителей-мужчин в Казани около 10%. 1 сентября впервые пришли в класс 745 молодых педагогов, десятая часть из которых - юноши.  Минобраз России отмечает, что по сравнению с прошлым годом количество мужчин в школах выросло на 20143 педагога. Средний возраст российского учителя-мужчины 30 - 49 лет, таких педагогов 42%, учителей моложе 25 лет - 5%, в возрасте 25 - 29 лет - 13%, 50 - 59 лет - 29% и старше 60 лет - 11%.

news_right_column_240_400