Айгуль Горнышева: «Культурный вирус» надо прививать с самого раннего детства

Подходит к завершению Год культуры. Что нового и интересного он принес в жизнь казанцев? Стали ли мы культурнее за минувший год? Станут ли люди, несущие культуру в массы, жить более достойно? Об этом мы беседовали с гостьей редакции - начальником управления культуры г. Казани Айгуль Горнышевой.

news_top_970_100
Представляем гостью Айгуль Горнышева родилась 3 мая 1972 года в Казани. Закончила Альметьевское музучилище им. Яруллина по специальности «Теория музыки», Казанский государственный педагогический университет по специальности «Музыкальное образование. Учитель музыки», кандидат педагогических наук. Преподавала фортепиано и теоретические дисциплины в детских музшколах Альметьевска и Казани. В 1999 - 2012 гг. - директор и преподаватель детской музшколы №7. С 13 апреля 2012 года - начальник управления культуры исполкома  Казани. Заслуженный работник культуры РТ. Замужем, воспитывает дочь и сына.О культуре вспоминают, когда человек сыт- Айгуль Алмасовна, каковы основные итоги Года культуры?- Год культуры - это не только масштабные культурные акции, фестивали, концерты. Хотелось, чтобы на правительственном уровне были приняты системные решения, направленные на улучшение материально-технического состояния учреждений культуры и повышение уровня зарплаты работников. Это самый острый вопрос. Еще одна проблема - кадры. Важно, чтобы талантливые люди оставались в Казани, а для этого необходимо создавать для них достойные условия жизни и работы. - Почему исторически сложилось так, что сфера культуры финансируется по остаточному принципу? - Так приоритеты расставляет наша реальная жизнь. Если проанализировать обращения, которые поступают на «горячую линию» городских служб, это в первую очередь жалобы по поводу того, что подорожали продукты, нет воды, тепла, нечем оплатить счета за жилищно-коммунальные услуги, детский сад… А о культуре вспоминают только тогда, когда человек сыт, одет, у него есть крыша над головой. Но нельзя говорить: «Сначала давайте людей накормим, а культура, образование потом!» Все эти проблемы необходимо решать параллельно.
«Культурный вирус» надо прививать детям с самого раннего возраста, слушателей, читателей, зрителей воспитывать. Часто слышу: «Ну, классическая музыка - это не мое! Театр - не мое!» А ты сначала попробуй! Посмотри, послушай, а потом делай выводы. - Именно такой «культурной прививкой» стал совместный проект мэрии Казани с Государственным симфоническим оркестром РТ, когда в течение сезона все пятиклассники казанских школ побывали на концертах оркестра? - Задача проекта заключалась в том, чтобы ребята элементарно дошли до концертного зала. Большинство из них попали туда впервые, впервые вживую услышали, как звучат музыкальные инструменты. Подобные просветительские концерты симфонический оркестр под управлением Александра Сладковского проводит и для студентов столичных вузов. Было интересно наблюдать за молодыми. Сначала они искали момент, чтобы незаметно улизнуть из зала, преподавателям приходилось быть начеку. Но постепенно происходило погружение в музыку, и после антракта никто не ушел, все вернулись дослушать концерт. Это была победа! «Литературные дворики» стали фишкой Казани- Как возникла идея проекта «Литературные дворики»?- Началось все с предложения Союза писателей РТ о том, что хорошо бы возродить традицию литературных вечеров. Мы подумали: а почему бы не проводить такие вечера не только в библиотеках, концертных залах, но и на открытых площадках, где горожане могли бы послушать классику и современные произведения, почитать свои стихи, пообщаться с писателями, поэтами? Проект стартовал 6 июня, в день рождения Пушкина, в Лядском саду. По сути это был парк искусств. Там были выставки книг, картин, фотографий, инсталляции, детская площадка. Под открытым небом шли показы старых фильмов, снятых по произведениям Пушкина, Гоголя, фильм «Барышня и хулиган», в котором снялся Владимир Маяковский... Думали: придут ли люди? Пришли! И те, кто проходил мимо, останавливались и невольно становились участниками своеобразного литературного перфоманса. Централизованная библиотечная система города предоставила всем желающим возможность записаться в библиотеку. Мы не ожидали, что это предложение найдет такой отклик у горожан. Большой популярностью пользовался и книгообмен, проходивший под девизом «Принеси книжку - возьми другую!» Никто не уходил с пустыми руками. Многие спрашивали: «А где будет следующий «литературный дворик», чтобы обменять книгу?» В следующем году, который в России объявлен Годом литературы, планируем провести большой фестиваль книги в парках и скверах Казани.- В «Литературных двориках» принимали участие Евгений Евтушенко, Валентин Гафт, Сергей Безруков, Константин Хабенский, Мария Голубкина, Эльвира Болгова, Ольга Будина, французский писатель Эрик-Эммануэль Шмитт. Интересно, как классики литературы, популярные актеры воспринимают этот необычный проект? - Сначала удивляются, потом радуются, говорят, что нигде ничего подобного не видели. Для них самих это очень интересно и волнительно. Иногда их участие случается неожиданно, спонтанно. Например, замечательная актриса Ольга Будина приехала в Казань всего на несколько часов. Я зашла к ней в гримерку, представилась, рассказала о нашем проекте. Ольга отреагировала моментально: «Все, едем! Прямо сейчас! Через пару часов у меня самолет». И мы сразу поехали в поселок Юдино, где проходил очередной «литературный дворик». Так совпало, что в тот день литературному объединению клуба ДК железнодорожников исполнился год и праздник был приурочен к этой дате. По дороге у нас родился поэтический каламбур: «Везем Ольгу Будину в поселок Юдино!» Я видела, как она волновалась, говорила, что не совсем готова, но когда читала произведения Гарсиа Лорки, Василия Пушкина - дяди Александра Сергеевича Пушкина, люди слушали, затаив дыхание…Уличная культура за один день не появится- Программа «Парки и скверы», которая стартует в Казани, тоже призвана повысить туристическую привлекательность города и культурный уровень горожан? - Скверы и парки Казани будут благоустраиваться. А нам надо в эту природную среду вдохнуть творческую, культурную жизнь, чтобы там были не просто красивые лавочки, фонари, уютные аллеи. Хочется, чтобы у каждого парка была своя неповторимая атмосфера, свое звучание. - Казанцы уже успели оценить те изменения, которые произошли в парке Горького… - Там проведен только первый этап реконструкции. Мы должны создать территорию для культурного, семейного отдыха, а люди сами привнесут туда много своих идей, наполнят ее жизнью. Например, в парке Горького на огромном газоне казанцы читали книги, отдыхали, преподаватели приводили сюда студентов на лекции. Отрадно, что установленные в парке тренажеры никогда не простаивают без дела: на них с удовольствием занимаются и пожилые, и молодые.Хочется, чтобы в парках, скверах появились танцевальные площадки, где люди разного возраста танцевали бы под живую музыку. А для тех, кто танцевать не умеет, проходили бы открытые уроки танцев разных стилей и направлений. Благо, необходимые творческие силы у нас есть. - Можно сказать, что благодаря таким акциям в Казань приходит настоящая уличная культура?- Уличная культура за один день и даже за год не появится. Ее можно сформировать только вместе со всеми горожанами. Обидно, когда к тому, что сделано с такой любовью, относятся не просто небрежно, а варварски. Когда на Булаке открыли фонтаны, с них стали свинчивать форсунки, скульптуры ломают, газоны топчут… Но если человек сам примет участие в озеленении и благоустройстве города, он уже никогда не сломает дерево и другим не позволит.

Критиковать - много ума не надо
- Айгуль Алмасовна, вы получаете обратную реакцию казанцев после каждого мероприятия, акции, наверняка к вам поступают предложения, что и как еще можно провести в Казани? - Конечно, реакция есть. Мы принимаем и очень внимательно изучаем все мнения и  предложения горожан. Проще всего отправлять их прямо на сайт управления культуры. Мы открыты для конструктивного сотрудничества. А критиковать - много ума не надо. Вы предложите что-то свое. Если предложение интересное, будем вместе думать, как его реализовать. - Насколько активно меценаты и спонсоры идут в сферу культуры? - Определенная помощь от спонсоров и меценатов, конечно, есть. Но пока она бессистемная, точечная. На мой взгляд, необходимо создать в Казани площадку, на которой творческие люди и представители бизнеса могли бы знакомиться, обмениваться идеями, разрабатывать совместные творческие проекты и налаживать взаимовыгодное сотрудничество. Еще одна проблема - неосведомленность о том, что происходит в городе. Информация есть, но она разрозненная. Нам необходим единый культурный портал, на котором можно было бы узнать, где какие мероприятия проводятся. Речь не только о масштабных проектах, концертах, спектаклях, но и встречах с интересными людьми в маленьких клубах, на выставках, кинопоказах, всевозможных творческих мастер-классах. Так каждый мог бы найти то, что интересно именно ему. - Благодаря Универсиаде Казань во всем мире узнали как спортивную столицу...- Универсиада действительно изменила Казань, которая достойна быть не только спортивной, но и культурной столицей, где будут проходить важные встречи, мероприятия самого высокого уровня. У нас есть мощный потенциал культуры, который будет способствовать плодотворному сотрудничеству в разных сферах и отраслях нашей жизни.

news_right_column_240_400
news_bot_970_100