Внимательно слежу за дискуссией «Даешь союз «бумаги» и «цифры»!» на страницах газеты «Казанские ведомости» о преимуществах бумажного или цифрового контента и предпочтительности их совмещения.
Разговор не для узкого круга
Вопрос касается почти всех - и издателей, и читателей, и фанатов интернета, электронных СМИ, а также чиновников разного уровня. И огромной армии предпринимателей, продавцов и покупателей. И вообще производителей и потребителей информации и товаров в целом. Везде есть выбор: или классический текст, или интернет. И это затрагивает огромные массы людей из самых разных сфер, что делает решение вопроса цифровой или бумажной информации глобальным и неподъемным. Как, например, борьба с пьянством или ленью, эгоизмом, хроническим враньем. Понятно, что очень трудно одолеть человеческие привычки.
В данном случае даже еще сложнее. Читателей и зрителей, пользователей интернета, материалов на цифровых и электронных носителях очень много - это почти все человечество. Цифровой сегмент растет и активизируется. А тех, кто сканирует глазами тексты с верой в надежность, честность, комфортность бумажных носителей, тоже много. Их никуда не выбросишь при всей очарованности «цифрой». Хочешь не хочешь, а приходится становиться в ряд с теми, кто совмещает «бумагу» с «цифрой». Куда денешься?
Ценители печатной прессы, читатели книг - пусть не очень молодая, но весьма влиятельная часть человечества. Их усилиями издательства и типографии остаются значительной частью экономики и политической жизни, приносящей дивиденды и славу.
Никак не хочется агитировать солидных людей, в большинстве своем взрослых и опытных, отказаться от иллюстрированных журналов, уговаривать не брать в руки привычные газеты, книги, не переворачивать их страницы, получая через пальцы импульс надежности и красоты мира. Не говоря уже о доказанной надежности и правдивости печатного слова на фоне блуждающих фейковых интернет-сообщений. Не случайно существование влиятельных популярных изданий и книг в богатых странах Запада.
В поисках киосков
Однако в вопросе выбора носителей контента часто буксуем. Почему даже при столь дружном и компетентном разговоре пишущей, читающей, слушающей и смотрящей публики никак не удается объединиться всем в лагере союза «бумаги» и «цифры»? О малоэффективности разговора свидетельствует хроническая нехватка киосков печатной продукции шаговой доступности. При этом не секрет убогость и ненадежность потока информации в Сети. В интернете часто не хватает добротной правдивой и при этом оперативной информации!
Проживая в центре Казани на улице Толстого, я могу за 20 - 30 минут добраться до киоска на площади Свободы или в районе бывшего Чеховского рынка, до магазина на Карла Маркса, что рядом с Выставочным залом Союза художников. Киоски расположены неблизко - и такая картина в центре! А в других микрорайонах - в Азино или на Горках, в Ново-Савиновском районе - обнаружить киоски нелегко. Многие киоски изменили профиль, и теперь там продают кофе и продукты, сувениры. Их владельцы скажут, что торговать прессой невыгодно. Если газету не продашь за пару дней, журнал за две недели, то возврат тиража может сильно ударить по карману. Лучше уж продавать кофе или предлагать проходящим мимо шоколадки и сувениры.
Интернет дешевле?
Они, эти идущие мимо пешеходы, своим равнодушием к прессе, пытающиеся сэкономить на печатной продукции, полагаются на бесплатные новости и развлекательные ролики из интернета. Благо мобильный телефон всегда под рукой. Их соблазняет перспектива избавиться от лишних предметов дома, где полно бумажного мусора и настенные шкафы набиты увесистыми томами.
Иметь многотомники и подписные издания раньше было престижно. А теперь их называют пылесборниками. Только без книг жилье вряд ли стало комфортней и уютней.
А в каком состоянии духовный и интеллектуальный багаж? Неоднократно пробовал заглянуть в душу и мозги прогрессивных интернетчиков, которые давно считают печатные издания дорогостоящим атавизмом. Ведь цифровая информация доступнее, быстрее и полнее. Я этого не отрицаю и не осуждаю и сам пользуюсь скоростным интернетом. Будучи прогрессивным консерватором и законопослушным вольнодумцем, слежу не только за соцсетями, популярными порталами, но и за электронными версиями печатных изданий, не обходя известные информагентства. Лишь бы не прозевать ход событий, правильно понять смысл неожиданных поворотов в общественной жизни. Что не мешает листать и читать выписанные домой журналы и купленные газеты.
Любознательность и смекалка побеждают «цифру»
Что же я наблюдаю, когда пытаюсь уловить уровень осведомленности молодых земляков, которые не отрывают рук от мобильников и клавиатуры компов? Как живет страна, республика? Кто из знаковых ярких личностей мира и наших краев что сказал и что предлагает? Куда зовут левые и правые? Что интересного и важного произошло сегодня и на кого ориентируемся?
Может быть, мне не везет, но большинство молодых современников, не расстающихся с электронными гаджетами, весьма слабо ориентируются в текущей жизни родного края и страны. Мобильники с разными мессенджерами, перепиской с друзьями сами по себе не расширяют кругозор, особенно не очень любознательных. При наличии интереса к потоку событий обычные читатели газет, слушатели нормальных радиостанций соображают покруче заядлых «цифровиков». Кто раньше интересовался современной жизнью и историей, тот и сейчас в курсе. Вот кто знает толк в союзе «бумаги» и «цифры», благодаря интересу к общественной жизни всегда знает логику событий.
Некоторые мои молодые друзья, не вылезающие из чатов и новостной ленты, не знают элементарных вещей по истории, культуре и даже по географии, о личностях и великих открытиях. И недоумевают, мол, зачем это нужно? Всегда же можно погуглить и найти ответ на любой вопрос. Зачем перегружать мозги? Там и так полно всякого... И ведь не поспоришь. А правда, зачем загружать переполненный мозг? Они не допускают, что можно прожить час или минуты без компа и мобильника, интернета. А ведь бывают места и времена без интернета и даже электричества.
Ау, где найти хорошую прессу?
Давайте представим именно такие моменты и войдем в положение классических читателей, поклонников бумажных текстов, читателей книг и периодики. Книжная торговля еле дышит, на плаву держатся в основном массовые развлекательные издания. Газеты и журналы переживают не лучшие времена.
А когда-то киоски «Союзпечати» стояли везде, и по утрам к ним выстраивались длинные очереди. Спрос на информацию и духовную пищу был огромен. Подписка на некоторые журналы и многотомные книги достигала сотен тысяч и нередко и миллиона экземпляров. А сейчас тиражи региональных и даже центральных изданий едва достигают 5-10 тыс., за редким исключением.
Именно это и убивает качественные печатные издания - раз нет тиражей, нет и денег за подписку и розничную продажу, нет рекламных доходов. Слабое финансирование приводит к снижению затрат на издание, сокращению количества сотрудников редакции, размера зарплат, материальных стимулов для привлечения сильных авторов и квалифицированных журналистов. Экономия затрат на оформление и рекламу тоже оказывает негативное влияние. И как следствие - сужается аудитория, снижаются тираж и влияние, качество и привлекательность журнала или газеты.
Парализующе действует отказ от актуальных, острых и интересных публикаций с уникальным и оперативным содержанием. Особенно если издание не делает ставку на динамичную, молодую, перспективную аудиторию, теряет отдельные возрастные и гендерные группы читателей.
Кто хочет, тот находит выход
Участники дискуссии о союзе «бумаги» и «цифры» изложили все аспекты подробно и компетентно. Эксперты отмечают, что похожая ситуация с тиражами и розничной продажей наблюдается не только в Татарстане, но и в Рязани, Липецке. Везде наступают интернет и телевидение, и несмотря на это, пресса крепко держит оборону.
Разумеется, интернет и телевидение незаменимы, если информпродукт нужно распространить на сотни и тысячи, десятки тысяч километров. Например, татары живут в десятках регионов РФ и зарубежных странах. Пока газета (журнал, книга) дойдет, пройдут недели и месяцы, расходы на доставку вырастут в разы. И читатели из дальних краев уже не подписываются на милые сердцу издания. Дети и молодежь растут без прессы и книг на родном языке. А если при этом нет татарских классов и школ, даже воскресных?
Но! Действуют же татарский интернет, онлайн-уроки, электронные версии татарских газет и журналов, аудиокниг? Даже самое поверхностное тестирование соплеменников свидетельствует, что интернет-издания и сайты татарских печатных изданий для многих остаются неизвестными.
И это удивительно. На съездах Всемирного конгресса татар традиционно продолжают жаловаться на отсутствие изданий в Ташкенте, Душанбе или Хабаровске, заокеанских странах. Сами не издают, из Казани везти долго и дорого. Найти духовную пищу можно, если не лениться поискать нужный контент по истории и культуре родного народа! Меня потрясает такая картина беспечности и невежества милых соотечественников, оказавшихся вдали от родины. В конце концов, если хромает знание родного языка, нет привычки читать на нем, можно почитать сайты и издания по татарской истории и культуре на русском языке! Особенно если призыв сочетать цифровой контент и печатные издания не остается декларацией.
Нельзя только отвыкать от чтения. Отказ от чтения приводит к деградации, которая превращает человека в тупого созерцателя окружающего шевелящегося мира. Только человеку, в отличие от представителей животного мира, дана вторая сигнальная система - речь и язык, с помощью которых он общается, излагает, читает, пишет. Вот эту сигнальную систему нельзя отключать, отказываться от нее. Или не обижаться, если вам лень читать или находить контент.
Примерно так хочется сказать участникам дискуссии о союзе бумажной и цифровой прессы, намекая на то, что потребители информации отказываются от знаний, контента независимо от качества носителя. Это мы сами, вся читающая и развлекающаяся общественность, отвергаем литературу и культуру, публицистику, сваливая грехи на печатный станок и компьютерную технику, противопоставляя способы размножения и доставки контента и художественных ценностей. Если вам интересны сюжет, история, знания, то вы их освоите из печатных текстов или аудиовизуальной продукции. А если нет - остаетесь с пустой головой, полагаясь на Гугл и Википедию. На здоровье!
Сделаем выводы
Дискуссия в «Казанских ведомостях» показывает, что тема актуальна и вопрос разрешим. Республиканское агентство по печати и массовым коммуникациям «Татмедиа» и АО «Татмедиа» в последние годы последовательно стремятся поддерживать или даже поднять тиражи СМИ, насколько это зависит от медиаменеджеров. Редакции газет и журналов стараются выпускать интересные, содержательные и острые номера, насколько это возможно при сложившихся общественно-политических условиях.
Власти помогают СМИ, например, Кабинет министров Татарстана принимает специальные меры по поддержке строительства и деятельности киосков и павильонов для распространения прессы. Выделяются средства, даются льготы, хотя бурного роста розничной продажи газет и журналов пока нет. Значит, надо продолжать дело, не уставая ждать!
В киосках установлены специальные стенды со свежими номерами республиканских изданий на видном месте. Но многое зависит от таланта и мастерства журналистов. Не хватает рекламы подписных изданий и печатной продукции.
Главное, мы, журналисты и издатели, не убедили читателей, студентов, школьников и их родителей, в том, что они непременно должны прочитать, посмотреть содержание материалов о стране и республике (когда рассказывается о Татарстане и России), о татарской культуре и истории (если тексты о татарах и для татар). Пока этого нет, как нет у многих сограждан убежденности в полезности образования и просвещения.
А теперь выделю самое острое и убедительное из сказанного участниками дискуссии. В некоторых городах аренда земельных участков под киоски снижается. Например, в Липецке киоски открыты на каждом шагу, аренда - 12 рублей за квадратный метр. А в Казани - 400 рублей за «квадрат», прямо как в квартире. Понятно, что городской бюджет сильно зажатый. Но вряд ли его можно поправить за счет прессы. Наверное, есть и другие резервы и недочеты, исправление которых изменит ситуацию.
Хотелось бы, чтобы подобные дискуссии освещались в разных печатных и электронных изданиях. Наравне с интернет-порталами и сайтами. Инициаторы обсуждения этой темы - Союз журналистов Татарстана и газета «Казанские ведомости». И телевизионщики с интернет-изданиями уважают сторонников разных носителей. И это хорошо. Пусть нас объединит тоска по союзу «бумаги» и «цифры».
Римзиль Валеев,
эксперт исполкома Всемирного конгресса татар, лауреат республиканских и международных журналистских премий