Школу №39 обычной не назовешь. Основанная еще в 1934 году, с 1961-го она становится школой с углубленным изучением английского языка. Свою роль играет и месторасположение: школа находится в старейшей части Казани, недалеко от кремля, на улице Япеева. Тем не менее 39-я никогда не была элитной. Школе всегда удавалось соблюсти здоровый баланс между тем, чтобы быть престижной и давать хорошие знания.
Новая стратегия развития образования «Килэчэк», которая на слуху у всего образовательного сообщества республики, уже коснулась жизни учителя и школы.
- Каждый учитель, аттестующийся в этом году, почувствовал новое веяние аттестации – пришлось сесть за парту и сдавать ЕГЭ и ЕРЭ. Заслуживает внимания грантовое стимулирование учителей. Надо сказать, что в нашей школе с 2008 года учителя английского и татарского языков, пройдя отборочный конкурс, получили грант правительства РТ, который позволил пройти курсы повышения квалификации, проводимые специалистами США и Великобритании. Это уже в духе стратегии развития образования в РТ на 2010 - 2015 годы «Килэчэк», - отмечает директор Галина Алексеевна Назипова. – Перешли на новую систему оплаты труда по результатам образовательной деятельности. Пока система еще не совершенна, много тревог и сомнений. Думаем, что отрегулируется в ближайшее время. А желание и умение хорошо работать будут давать ощутимую прибавку к заработной плате, обеспечивать здоровую конкуренцию за ученика и его родителей как учителям, так и школам в целом в процессе формирования системой человека мира.
Сейчас в школе идет апробация федеральных стандартов нового поколения в начальной школе. Внеклассные занятия ведутся по нескольким направлениям: музыка, здоровье, шахматы, социальная и патриотическая работа. Но это скорее не уроки, а развивающие программы.
- Материальные и технические средства позволяют нам вести эту работу пока только в одном классе из четырех. Это очень интересное направление. Представьте, что на каждый урок приходит специалист: если на музыкальной грамоте мы знакомим детей с флейтой, то это будет музыкант. Он приносит инструменты на целый класс, и дети пробуют играть сами. Это так здорово! Если это урок направления «Тропинки здоровья», то придет каратист, обладающий черным поясом. Для детей это очень важно, это уровень, после таких уроков они стремятся добиться большего, - уверена заместитель директора по начальному образованию Ольга Пугачева.
Школа получила 78 ноутбуков в рамках программы «Ноутбук - учителю», 57 компьютеров в рамках программы «Компьютер - школе»:
- Причем это компьютеры современные, седьмые «пентиумы». Мы оборудовали несколько компьютерных классов и распределили оставшиеся по школе. Буквально на днях заработала сеть Wi-Fi. Теперь мы живем в свободной сети. В первый день дети подбегали, показывали свои сотовые - не верили, что это наш Wi-Fi. А я говорю им: да, ребята, мы теперь современная школа, - делится заместитель директора по учебной работе Фаина Абдулхакова. – Есть интерактивные доски, мультипроекторы, все это стало частью наших уроков. Мы уже несколько лет владеем передовыми техническими средствами, это не новость для школы. Теперь стало еще легче.
В школе сегодня учатся четыре иностранца. Они приехали в Казань по обмену в рамках программ YFU – «Молодежь за взаимопонимание» и AFS (фонд «Интеркультура»). У каждого из них собственное расписание, составленное с пожеланиями самих учащихся. Но все они обязательно изучают русский язык как иностранный. В конце года иностранцам предстоит сдать экзамен.
- Может быть, это необычно, но в мире сейчас возрастает интерес к изучению русского языка. Ведь не просто так к нам приехали из Швейцарии, Италии и других стран. «Дети говорят, что изучение русского дает им дополнительные перспективы, возможности в будущем», - рассказывает заместитель директора по учебной работе по английскому языку Юлия Юрченко.
- У иностранных старшеклассников присутствует сознательная мотивация. Они серьезно задумываются о будущем. Юстин, мальчик из Коста-Рики, во время знакомства со школой свою мотивацию объяснил так: «Оказывается, большая часть импортируемых в Россию бананов приходится на Коста-Рику. Это же большие возможности». «И прежде чем приехать в Россию, он начал изучать язык самостоятельно, - удивляется директор школы. - Сейчас Юстин довольно хорошо говорит на русском. Сложности, если и возникают, то на бытовом уровне. Например, Юстин не ест мяса, любит овощи и гречку. Говорю ему: «Юстин, я к тебе сажусь на хвост. Я тоже люблю гречневую кашу, давай попросим, чтобы нам в школьной столовой варили ее каждый день». Но это все мелочи. В целом ребята очень терпеливы, их главная цель в Казани - учеба.
- Подорвав авторитет системы образования вообще два десятка лет назад, восстановить статус школы еще не смогли в полной мере по сей день. А ведь мы изменились не так сильно, школа по-хорошему консервативна. Учительство бережно сохраняет то лучшее, что за многие годы нарабатывает. Мир вокруг нас изменился. Школа должна, сохраняя лучшее, идти в ногу со временем, - говоря о проблемах, директор и учителя рассуждают об авторитете школы. - Очень долго образование не было приоритетом среди людей. Хотя сегодня меньше говорят о том, что «все можно купить», но отголоски тех времен еще чувствуются. Поднять престиж образования во всей стране – это задача не одного дня и не только школы.
Мы стараемся быть людьми на своем месте, а нас шлифуют, даже нет, трут наждаком под новую социальную и экономическую ситуацию. Мы стоим на своем. Потому что должны быть выше многих негативных ситуаций, ставших в нашей стране нормой. Без школы нет государства, но оно только в последние годы стало это понимать.
Что вас больше всего удивило в российской школе?
На этот вопрос отвечают школьники, приехавшие в Казань по обмену из разных стран мира.
- Меня удивило, что здесь все модернизированное. Есть сразу несколько компьютерных классов, материал объясняют с помощью интерактивных технологий. Наверное, я примерно так бы описал российскую школу. Сложностей, пожалуй, нет – сначала возникали трудности с переводом в семье, где меня принимают, но теперь все отлично.
- Удивило, что в российской школе форма как бы и необязательна. У нас все ходят одинаковые. Здешнее образование довольно строгое. Понимаете, в Коста-Рике учителя – друзья. Здесь не так, есть дистанция. А почему я учу русский – потому что в будущем желаю стать дипломатом, специализироваться на международных отношениях. Еще и татарский учу! На нем пытаюсь говорить с семьей, которая меня принимает. Раз уж приехал в Татарстан, нужно уважать культуру, язык местного населения и знать хотя бы несколько предложений на татарском.
- А мне очень нравятся российские учителя. Они общительные, всегда готовы прийти на помощь, понимают и принимают тебя. В Хорватии довольно много русских туристов. Когда я услышала русский язык – удивилась, насколько он красивый! И решила его изучить. Может быть, эти знания помогут мне построить карьеру в будущем.
- Что удивило? То, что на перемене целый класс переходит в другой кабинет. У нас в Италии наоборот – к нам приходят учителя. А еще местная еда, здесь очень много мяса. Я не считаю, что это плохо, просто очень непривычно. Русский язык, русская школа, Россия – этот мир был закрыт для меня, я мало знала об этой стране. И именно поэтому решила приехать сюда и познать неизведанное. Это же так интересно!