Что мы сделали с радиоточкой

news_top_970_100

В сентябре 2012 года в Казани полностью отключили про­водное вещание. Тысячи жителей остались без любимых, знакомых с детства радиопрограмм.

И сегодня многие казанцы даже не подозревают, что привычные радиоточки... до сих пор работают в ряде городов и регионов! В Татарстане же всю эту систему оповещения населения поглотил крупный оператор связи, чтобы демонтировать как убыточную.

Бизнесмены объясняли это тем, что население уже не слушает «кухонное радио», у всех давно смартфоны, авторадио и прочие интернеты. Не знаю, как другие, лично я практически перестал с того времени слушать радио. Разбираться в обилии FM-вещателей, которые к тому же регулярно пропадают, нет особого желания.

 Фото: Сергей Грачев

Ностальгия по настоящему

Во времена славного Союза каждая квартира была оборудована радиоточкой. То есть из подъезда был проложен слаботочный провод и подключена маленькая розетка. В нее жильцы включали специальные радиоприемники.
Когда я жил на квартире у пьяницы Вадима, в трущобах улицы Федосеевской, у нас вообще никаких удобств не было. Вода из уличной колонки, сортир во дворе. Но провода с электричеством и радиовещание - пожалуйста!

У хозяина не было ни слаботочной розетки, ни привычного приемника, он повесил на стену в кухне старый динамик с пор­ванной мембраной и каждый вечер подсоединял к нему два проводка - первая программа Всесоюзного радио орала на кухне до полуночи, а потом били куранты и играл гимн (ни прибавить, ни убавить громкость, как вы понимаете, было нечем). А утром, ровно в шесть часов, снова били часы на Спасской башне в Москве, снова гремел гимн.

У Вадима не было будильника, не было другого способа не прос­пать на работу. А мы, бедные студенты, вынуждены были мириться, просыпаться и плестись в театральное училище ни свет ни заря на полтора часа раньше, чем начинались занятия! Кстати, благодаря этому я прилично нау­чился играть на фортепиано.

Классика навсегда!

В общежитии Литинститута в Москве тоже были радиоточки в каждой комнате, все желающие могли получить радиоприемник. Я повесил его в изголовье кровати и иногда любил послушать перед сном. Например, так впервые услышал арии из рок-оперы «Юнона и Авось» Алексея Рыбникова. Сегодня у меня она (до сих пор любимая) вызывает воспоминания о прекрасных литинститутских годах.

Вернувшись после учебы в Казань, я продолжал слушать радио на кухне, как все нормальные советские люди. Поскольку телевизор стоял в большой комнате, а компьютер в маленькой. Утром за завтраком или вечером, собравшись поужинать, мы включали радиоточку.

Когда к нам приходили гости, обычно усаживались тоже на кухне. В качестве музыкального сопровождения, правда, хотелось послушать не вечерние новости, а что-нибудь более популярное. Вот так я однажды обзавелся трехпрограммным стереоприемником, который к тому же был снабжен входом для магнитофона.

А в редакции молодежной газеты, куда я устроился, мне выдали хороший кассетный диктофон с функцией стереозаписи, вот только динамик у него был слабый да и не рассчитан он был на воспроизведение. Я же, подсоединив диктофон к радиоприемнику, убивал сразу трех зайцев! Ведь теперь у нас на кухне появился маленький удобный кассетник, где можно было слушать дебютные альбомы «Любэ» и Тани Булановой (они тогда как раз стали знамениты).

Жаль, что кассетники очень скоро вышли из моды. Точнее, попросту исчезли за ненадобностью, как только появились компакт-диски, которые вскоре также исчезли, уступив место флешкам... У меня пара кассет до сих пор хранится, только послушать их уже не на чем.

Разумеется, мы слушали не только эстраду. Многие знакомые признавались, что благодаря радио до сих пор без труда узнают классические произведения. Во всяком случае минимальный музыкальный ликбез, полученный в детстве, помогает им отличить Чайковского от Грига.

И разве это плохо?

МЧС предупреждает...

Почему же не во всех городах решили расстаться с провод­ным вещанием и по-прежнему в новые дома обязательно тянут радио? Считается, что радиоприемники, подключенные к 30-вольтной сети, даже в вык­люченном состоянии способны передать экстренные сообщения. Вещатель при этом просто повышает напряжение - и динамики легко преодолевают сопротивление «выключателя» (по сути реостат понижает ток, но цепи не разрывает).

Надо ли говорить, что радиоточка работает даже тогда, когда в доме отключат электричество. Тем самым в чрезвычайных ситуациях проводное вещание, которое в СССР стали внедрять ровно 100 лет назад, оставалось и остается самым надежным и массовым средством оповещения населения!

Доводы зумеров, будто проводное радио давно никто не слушает, тоже выглядят наивными. Во-первых, люди пожилые никогда не отказались бы от этой привычки. Жаль, что чиновники у нас больше ориентируются на молодежь, а пенсионеров считают уходящей натурой. Во-вторых, откройте любой справочник, и вы убедитесь, что по статистике людей преклонного возраста у нас в стране больше, чем молодых. И старики часто намного мобильнее и адекватнее себя ведут в чрезвычайных ситуациях, чем юные создания. Любая бабушка, услышав сигнал тревоги, выбежит из подъезда и оповестит соседей. А вот сделает ли так же ее внучка- восьмиклассница?

Александр Воронин
Казань

news_right_column_240_400