Иркен Мустафин: Романс - это своего рода бомбоубежище

Артист хора Татарского театра оперы и балета им. М.Джалиля Иркен Мустафин стал обладателем Гран-при XV Международного конкурса исполнителей русского романса «Большая Романсиада».

— Иркен, поздравляем вас с победой в таком престижном конкурсе. Интересно, как проходил конкурсный марафон в условиях пандемии? 

— Любой конкурс — это волнения, переживания, а коронавирус наложил дополнительную нервозность. Не так давно я переболел в легкой форме. Перед самым конкурсом немного простудился. Испугался: неужели опять! Сделал тест. Перед отлетом результатов теста еще не было, поэтому рейс пропустил. Дождался результата. К счастью, он отрицательный. И только после этого поехал в Москву. 

На конкурс мы должны были лететь вместе с моим концертмейстером Маргаритой Яковлевной Коварской. И билеты были уже куплены. Но Маргарита Яковлевна не смогла. Пришлось лететь одному. Как выяснилось, в такой ситуации оказались многие конкурсанты. На «Романсиаде» были дежурные аккомпаниаторы, но они были перегружены. Им приходилось играть много и практически без подготовки, с листа. 

Если честно, не рассчитывал пройти даже во второй тур. Но Маргарита Яковлевна была со мной на связи практически 24 часа в сутки. Прислала партитуру для одного произведения второго тура. Она играла его наизусть, а в интернете полного аккомпанемента не было. Маргарита Яковлевна написала его от руки, сфотографировала на камеру телефона и прислала мне по WhatsApp.

— Что исполняли в третьем туре?

— Это был эксклюзив — романс Рустема Яхина «Если ты уйдешь…». Он редко исполняется. Конечно, это было рискованно — петь абсолютно неизвестное для жюри произведение… Но мы все-таки решили рискнуть. Партитуру, которую прислала мне Маргарита Яковлевна, я передал главному концертмейстеру и члену жюри «Большой Романсиады» Оксане Анатольевне Петриченко. Она прямо в коридоре взглянула на ноты, забрала их, и все. Перед выступлением у нас не было ни одной репетиции. Для меня такая экстремальная ситуация была проверкой на профессионализм. Оксана Анатольевна — настоящий мастер, она сыграла блестяще, и у нас все получилось! 

— Участие в конкурсе — это огромная школа профессионального мастерства…

— Это еще и школа человеческого отношения. Спасибо замечательной исполнительнице романсов Юлии Зиганшиной, которая стала инициатором моего участия в «Романсиаде». Она помогала мне правильно выстроить программу. Мы разбирали романсы буквально по строчке, чтобы донести до слушателей смысл каждого слова. Спасибо главному хормейстеру нашего театра Любови Алексеевне Дразниной. Она отпустила меня с репетиций на несколько дней в Москву. 

— Иркен, насколько востребован романс сегодня?

— Когда был солистом Пензенской областной филармонии, молодежи на камерных и классических концертах было достаточно много. Сам я — меломан, люблю слушать абсолютно разную музыку, правда с условием, что это сделано качественно и со вкусом. Но романс — это своего рода бомбоубежище, где можно на время спрятаться от мощного информационного потока и оглушающих ритмов нашей жизни. Это отдушина, глоток свежего воздуха. Душевность, мелодизм, камерность романса покоряют всех. Жанр романса гибок и, как мне кажется, дает возможность адаптировать его для молодых слушателей. 

КВ
Лента новостей