- Съемки прошли нормально, режиссер сказал волшебные слова: «Всем спасибо, все свободны!» Актеры снимают парики, костюмы, бороды... Вдруг прибегает помощник режиссера: «Стоп! У оператора проблемы с пленкой - последний эпизод не получился. Надо переснять!» Снова надеваем костюмы, накладываем грим. Включают камеры - а я текст забыл, хотя всего несколько минут назад знал его назубок! - с улыбкой вспоминает Айдар Садриевич.
- Такое с актерами часто происходит?- Случается. В некоторых пьесах приходится учить по 30 страниц текста. Это не так просто, и во время спектакля иногда сбиваешься. Но меня в таких ситуациях выручает то обстоятельство, что я очень хорошо знаю язык и могу мысль героя выразить своими словами.
И еще моя память странно устроена: играешь спектакль 10 лет - все нормально. Спектакль снимают с репертуара. Вдруг через месяц просят именно его показать на гастролях в каком-то районе. Казалось бы, мы играли его совсем недавно, но я ни одного слова не помню! Приходится брать пьесу и снова учить роль, вспоминать все сцены.
- Вы много работали со студентами. Интересно, а каким студентом были сами?- В театральном училище учился у легендарного Сарымсакова, ассистентом у него был Шаукат Биктемиров. С последнего, третьего, курса меня забрали в армию. Я страшно переживал, ведь мы уже подбирали пьесы для дипломных спектаклей, распределяли роли - и вдруг армия... Мой педагог дал мне мудрый совет: «При любой возможности читай. Читай Достоевского и Гюго. Если их поймешь, они не дадут тебе отойти от профессии. И изучай язык того народа, на земле которого будешь служить». Я служил в Польше, в военном ансамбле песни и пляски. Еще не зная толком русского языка, старался разговаривать по-польски. Заставлял себя, ломал свой язык, но через полгода уже более-менее говорил и понимал по-польски. А после армии вернулся в училище и попал на курс к Марселю Салимжанову.
Я считаю, что театральное училище - это только фундамент, а все остальное - самообразование. Если актер не читает, ничем не интересуется, он не будет интересен зрителям. Конечно, многое зависит от режиссера. Но по-настоящему зрелым актер становится только к 40 годам. Я, например, именно в этом возрасте стал свободно чувствовать себя на сцене и размышлять на любые темы.
- Далеко не у каждого актера есть режиссерская жилка, а вы поставили много спектаклей, поэтических программ...- Во время учебы в училище, когда у нас в расписании появлялись окна, все ребята бежали в кино. Мне, может быть, тоже хотелось, но я оставался в театре, садился тихонько на галерке, наблюдал за репетициями и все жадно впитывал. Когда видишь, как работает тот или иной режиссер, как на твоих глазах рождается спектакль, испытываешь совсем другие ощущения и эмоции, чем когда смотришь уже готовую постановку. Помню, как над своим первым дипломным спектаклем работал Марсель Салимжанов, помню первые репетиции Фарида Бикчантаева.
Первый мой режиссерский опыт случился на последнем курсе театрального училища. Со студентами КГУ поставил комедию Карима Тинчурина «Берегись! Взорвется!» Потом Рифкат Бикчантаев рекомендовал меня на должность режиссера народного татарского театра при ДКиТ имени В.И.Ленина.
- А какой свой спектакль вы считаете наиболее важным?- Наверное, сатирическую комедию Эмиля Золя «Наследники Рабурдена». Это был дипломный спектакль последнего актерского курса университета культуры и искусств, набранный Марселем Салимжановым. Он долго уговаривал меня быть вторым педагогом на этом курсе. Мы вместе начали работать, но Марсель Хакимович умер, и пришлось доводить спектакль до премьеры уже без него. Спектакль получился интересный. Мы его возили на гастроли в Башкортостан, а это большая редкость для студенческих постановок.
- Айдар Садриевич, сложно ли вводиться на роль, которую до того исполнял другой актер?- Каждому актеру это приходится делать довольно часто. Всего один случай. В конце 60-х Камаловский театр был на гастролях в Алма-Ате. Там мы показывали спектакль по пьесе Празата Исанбета. Некоторые актеры, занятые в спектакле, днем уехали на экскурсию и почему-то вовремя не смогли вернуться. Мне сказали: «Айдар, ребята опаздывают, надо спасать ситуацию!» И пришлось с ходу вводиться на главную роль. Я всегда внимательно смотрю, как работают мои коллеги, поэтому, к счастью, хорошо знал спектакль и довольно убедительно сыграл главного героя. Так что в нашей жизни надо быть всегда готовым ко всему.
- Такое с актерами часто происходит?- Случается. В некоторых пьесах приходится учить по 30 страниц текста. Это не так просто, и во время спектакля иногда сбиваешься. Но меня в таких ситуациях выручает то обстоятельство, что я очень хорошо знаю язык и могу мысль героя выразить своими словами.
И еще моя память странно устроена: играешь спектакль 10 лет - все нормально. Спектакль снимают с репертуара. Вдруг через месяц просят именно его показать на гастролях в каком-то районе. Казалось бы, мы играли его совсем недавно, но я ни одного слова не помню! Приходится брать пьесу и снова учить роль, вспоминать все сцены.
- Вы много работали со студентами. Интересно, а каким студентом были сами?- В театральном училище учился у легендарного Сарымсакова, ассистентом у него был Шаукат Биктемиров. С последнего, третьего, курса меня забрали в армию. Я страшно переживал, ведь мы уже подбирали пьесы для дипломных спектаклей, распределяли роли - и вдруг армия... Мой педагог дал мне мудрый совет: «При любой возможности читай. Читай Достоевского и Гюго. Если их поймешь, они не дадут тебе отойти от профессии. И изучай язык того народа, на земле которого будешь служить». Я служил в Польше, в военном ансамбле песни и пляски. Еще не зная толком русского языка, старался разговаривать по-польски. Заставлял себя, ломал свой язык, но через полгода уже более-менее говорил и понимал по-польски. А после армии вернулся в училище и попал на курс к Марселю Салимжанову.
Я считаю, что театральное училище - это только фундамент, а все остальное - самообразование. Если актер не читает, ничем не интересуется, он не будет интересен зрителям. Конечно, многое зависит от режиссера. Но по-настоящему зрелым актер становится только к 40 годам. Я, например, именно в этом возрасте стал свободно чувствовать себя на сцене и размышлять на любые темы.
- Далеко не у каждого актера есть режиссерская жилка, а вы поставили много спектаклей, поэтических программ...- Во время учебы в училище, когда у нас в расписании появлялись окна, все ребята бежали в кино. Мне, может быть, тоже хотелось, но я оставался в театре, садился тихонько на галерке, наблюдал за репетициями и все жадно впитывал. Когда видишь, как работает тот или иной режиссер, как на твоих глазах рождается спектакль, испытываешь совсем другие ощущения и эмоции, чем когда смотришь уже готовую постановку. Помню, как над своим первым дипломным спектаклем работал Марсель Салимжанов, помню первые репетиции Фарида Бикчантаева.
Первый мой режиссерский опыт случился на последнем курсе театрального училища. Со студентами КГУ поставил комедию Карима Тинчурина «Берегись! Взорвется!» Потом Рифкат Бикчантаев рекомендовал меня на должность режиссера народного татарского театра при ДКиТ имени В.И.Ленина.
- А какой свой спектакль вы считаете наиболее важным?- Наверное, сатирическую комедию Эмиля Золя «Наследники Рабурдена». Это был дипломный спектакль последнего актерского курса университета культуры и искусств, набранный Марселем Салимжановым. Он долго уговаривал меня быть вторым педагогом на этом курсе. Мы вместе начали работать, но Марсель Хакимович умер, и пришлось доводить спектакль до премьеры уже без него. Спектакль получился интересный. Мы его возили на гастроли в Башкортостан, а это большая редкость для студенческих постановок.
- Айдар Садриевич, сложно ли вводиться на роль, которую до того исполнял другой актер?- Каждому актеру это приходится делать довольно часто. Всего один случай. В конце 60-х Камаловский театр был на гастролях в Алма-Ате. Там мы показывали спектакль по пьесе Празата Исанбета. Некоторые актеры, занятые в спектакле, днем уехали на экскурсию и почему-то вовремя не смогли вернуться. Мне сказали: «Айдар, ребята опаздывают, надо спасать ситуацию!» И пришлось с ходу вводиться на главную роль. Я всегда внимательно смотрю, как работают мои коллеги, поэтому, к счастью, хорошо знал спектакль и довольно убедительно сыграл главного героя. Так что в нашей жизни надо быть всегда готовым ко всему.