Действительно качественное образование?

Некоторая инерционность, негибкость массового мышления не дает ему возможности быстро отказаться от привычных стереотипов.

news_top_970_100

«Советское образование – лучшее в мире» - под этим девизом мы стройными колоннами гордо шли получать заветные корочки, презрительно поглядывая за океан. Редкие кухонные разговоры, в которых традиционно сравнивалось «их» и «наше», обходились без снисходительных замечаний о «смешных» академических требованиях к обучающимся за границей. Мог ли кто тогда подумать, что всего через пару десятков лет мы примемся судорожно перенимать зарубежный опыт – в том числе и в системе образования?

Последствия «экспериментальных» 90-х, когда в стране происходило невообразимое количество занимательных процессов, сильно подорвали доверие к отечественному институту высшей школы. Коммерциализация образования, вследствие резкого падения финансирования государственных вузов и прихода на рынок частного сектора еще более укрепили общественные сомнения в качестве выпускаемых специалистов. Население, в массовом порядке уезжающее трудиться за кордон, перестало удивляться тому, что наши дипломы и аттестаты в других странах требуется подтверждать на местном уровне – о какой международной репутации системы образования может идти речь в таком случае?

Трудно переоценить усилия, приложенные к тому, чтобы в корне перевернуть сложившиеся представления, стабилизировать кризис и добиться шаткого равновесия. В сентябре 2003 года Россия присоединилась к Болонскому процессу – и это стало настоящей вехой, точкой поворота для отечественной школы. Сами собой отсеялись случайные участники образовательного рынка – а переход на систему менеджмента качества ISO 9000 усугубило жесткость отбора.

Вроде бы предостаточно поводов для оптимизма – но все чаще раздаются недовольные данным процессом голоса. Дескать, негоже перенимать промышленный опыт на такие тонкие материи, как обучение! Это в штамповке деталей стандартизация приветствуется – но как можно применять унифицированный подход к уникальным объектам, обладающим способностью к саморазвитию и свободой воли – т.е. к студенту? Особенно напирают на хрупкость и нежность вузовской «продукции» гуманитарии, традиционно наиболее дорожащие творческой атмосферой и принципами демократии.

С другой стороны, технические институты в большинстве своем «за» новые методы, позволяющие документированно управлять образовательным процессом, разрабатывать его стратегии и миссии – и при этом ориентироваться на конечного потребителя, а не выпускать огромное количество невостребованных рынком специалистов, как это было не так давно.

Похоже на извечный спор физиков и лириков, не правда ли? Что ж, несмотря на некоторые возражения, маховик запущен – а ратующим за анархию достаточно вспомнить недалекое прошлое российского всеобуча…

news_right_column_240_400