Представляем гостя
Эммануил Виторган родился 27 декабря 1939 года в Баку. Выпускник Ленинградского института театра, музыки и кинематографии. Играл в театрах Ленинграда и Москвы. С 1984 года служил в театре им. Маяковского. На его счету более ста ролей в таких фильмах и сериалах, как «Кортик», «Благочестивая Марта», «Ларец Марии Медичи», «Профессия - следователь», «Чародеи», «День радио», «На Дерибасовской хорошая погода...», и многих других. Дочь от первого брака Ксения возглавляет на Валааме Дом культуры. Сын от второго брака с Аллой Балтер Максим Виторган - актер. У Эммануила Виторгана четверо внуков и двое правнуков. В Казани нашлись родственники
- Эммануил Гедеонович, насколько для вас важны благотворительные творческие вечера?
- Все мои коллеги знают, насколько важны такие встречи и для зрителей, и для нас. Самое ценное, что мы можем подарить друг другу, - это общение. В театре и кино ты произносишь чужие тексты, проживаешь чужую жизнь. А здесь - возможность говорить то, что думаешь и чувствуешь ТЫ сам. После таких встреч мне часто говорят: «Ой, а мы о вас совсем иначе думали!» Конечно иначе! В кино мною сыграно столько мерзавцев... В Казань всегда приезжаю с удовольствием. У меня такое впечатление, что вы все время строитесь. Город очень сильно преобразился. Редкие города ведут такое масштабное строительство. К тому же недавно выяснилось, что в Казани живут родственники моей супруги Ирины. Сегодня мы с ними встретимся. - Как вы отважились на отчаянный поступок - уйти из театра им. Маяковского, в котором проработали больше двадцати лет?
- Уходить откуда-либо после двадцати лет работы очень тяжело. Но ситуация тогда сложилась тяжелая. Ушел из жизни художественный руководитель театра Андрей Гончаров. На его место пришел другой человек, и в театре начались проблемы. Но главная причина, после чего я принял решение уйти, - новое руководство со всех этажей фойе убрало фотографии, где были запечатлены сцены из лучших спектаклей с момента основания театра. Вся история театра оказалась буквально выброшена во двор. Я случайно это обнаружил и влетел в кабинет нового худрука с выражениями, которые в литературе не употребляются. Сказал, что ноги моей здесь больше не будет. Однако после еще год все-таки прослужил в театре. У меня было пять спектаклей, которые я играл без замены. Уйти в тот момент значило «вырубить» практически весь репертуар. Только когда я сам ввел других артистов на эти роли, сразу же ушел. Одиночное плавание - это благодать!
- Не страшно было отправляться в одиночное плавание?
- Конечно страшновато. А потом вдруг почувствовал: господи, какая же благодать! Это здорово, когда ты можешь распоряжаться самим собой, своим временем. Когда можешь вставать и ложиться когда хочешь, не говоря уже о том, что сам подбираешь репертуар и режиссеров. Да, при этом ответственность конечно огромная. Но слава богу, что рядом со мной Ирина, которая мне во всем помогает. На ее плечах и административные дела, и театральные. Ирина - самый главный человек в моей последующей жизни после ухода Аллы Балтер, с которой мы прожили тридцать лет. Я не хотел жить после ухода Аллочки, Ирина спасла меня. Она практически втащила меня обратно в жизнь. Благодаря ей я понял, что мы, люди, не имеем права распоряжаться собой. Не имеем права! Пока кто-то свыше не распорядится. В любой религии самоубийство - самый тяжкий грех... - Вам повезло, что рядом оказалась Ирина Михайловна...
- Я вообще очень везучий! У меня потрясающие родители, замечательные педагоги, профессия, партнеры... Я работал с замечательными режиссерами - Георгием Товстоноговым, Андреем Гончаровым, Анатолием Васильевым, Борисом Морозовым, Иосифом Райхельгаузом, Леонидом Хейфецем, Романом Виктюком... Мне жаловаться грех. Кроме благодарности к жизни и миру ничего не испытываю. «Не хочу уходить в нищете!»
- У вас культурный центр в самом центре Москвы. Как удалось его создать?
- «Виторган-клуб» мы придумали еще с Аллочкой после ухода из театра им. Маяковского. Он существует уже около двадцати лет. Но помещение получили недавно. Это интересная история. Так получилось, что меня пригласили на большой официальный прием по поводу какого-то государственного праздника. Там был и Юрий Лужков, тогда мэр Москвы. К нему выстроилась огромная очередь просителей - каждый со своей просьбой. А я спокойно стоял в стороне. Лужков проходил мимо, вопросительно поднял глаза на меня. Я сказал: «Юрий Михайлович, мне ничего не надо».
Он радостно воскликнул: «О, дайте мне выпить с ним!» Потом мы встретились с Лужковым в Казахстане, на открытии Театральной площади в Астане. Я сказал, что в Москве есть тысячные, пятитысячные залы, но не хватает камерных, уютных, где люди могли бы просто пообщаться, познакомиться и потом помогать друг другу. Прошло года полтора - и вдруг телефонный звонок от Лужкова: «Я обещал вам здание под камерный зал. Выбирайте помещение». Мы выбрали замечательный особняк на Остоженке. Но когда зашли внутрь... Все было прогнившее, в аварийном состоянии. Пришлось продать наш загородный дом, машину, сдавать квартиру, чтобы сделать там ремонт. - Все сами, на свои средства?
- Да. Дело в том, что мы не умеем ни у кого просить деньги, хотя у нас масса знакомых - людей обеспеченных. Так что все сделали сами. В нашем культурном центре небольшой зал на сто человек. Там проходят литературные, джазовые вечера, показы фильмов, которые десятилетиями лежали на полках, творческие вечера моих коллег, дни рождения. Получился настоящий клуб общения, о котором мы мечтали. - Сегодня проповедуется культ денег, как вы относитесь к этому?
- Я, наверное, соучастник этого культа, в том смысле, что иногда - пока иногда! - даю согласие сниматься там, где раньше ни за что не согласился бы. Соглашаюсь по одной причине - не хочу уходить из этой жизни в нищете. До сих пор, представьте, мы сбрасываемся на гробы для народных артистов! Не государство, которое должно быть благодарно этим людям, а актеры собирают деньги на достойные похороны своих умерших коллег. Поэтому я краснею, но даю согласие на участие в каких-то проектах, чтобы заработать.В статусе прадедушки
- Вы были членом предвыборного штаба кандидата в Президенты РФ Владимира Путина в Астрахани. Должен ли артист, человек искусства, идти в политику?
- Не должен, не должен! Наша профессия должна быть вне политики. Когда моя партнерша по театру Наталья Гундарева стала депутатом Верховного Совета, я спрашивал ее: «Зачем ты это сделала?» Наташа отвечала: «Мне кажется, что я смогу что-то изменить в лучшую сторону». Что касается работы в предвыборном штабе Владимира Путина, я согласился на это, чтобы еще раз съездить в Астрахань - город, где похоронены мои родители. Понимал, что этого делать не надо, но когда увидел пятерых кандидатов на пост президента, за одного из которых мы должны были голосовать, понял: только Путин! Безусловно, мы можем предъявить много претензий к нему, когда он был президентом и премьер-министром. Но ошибки, недочеты можно найти в работе абсолютно любого человека. - Вы записали много аудиокниг: и классику, и детективы. Какова специфика этой работы?
- К моему сожалению, это бывает не так часто, как хотелось бы. Я с таким удовольствием записываю аудиокниги! Мне это самому ТАК интересно! В этой работе столько возможностей для импровизации. Еще обожаю мультфильмы... Ой, с каким удовольствием озвучиваю мультфильмы! Правда, и это происходит редко. - Как ощущаете себя в статусе прадедушки?
- Никогда не думал, что стану прадедушкой. Само слово «прадедушка» - такое трогательное и волнующее... Правнуку моему два с половиной года, правнучке - восемь месяцев. Сознаюсь: к сожалению, не так часто вижусь с ними, как хотелось бы. К тому же они живут далековато - на Валааме. Но я счастлив, что они у меня есть.Новогоднее ретро
- Скоро Новый год. Наверняка у вас есть интересная новогодняя история...
- У меня день рождения 27 декабря. Поэтому все предновогодние дела связаны еще и с этим праздником. Новогодних историй много... Когда мы были студентами, с особым нетерпением ждали Нового года, потому что новогодние представления были главной нашей подработкой. Кто изображал зайчиков, кто деревце, кто яблочко, кто Бабу-ягу, кто снежинку... Зарабатывали на этих утренниках бешеные деньги - 8 рублей в день! В те годы Главная елка Ленинграда была в Шереметевском дворце. Представления начинались рано - первая елка в 10 утра. Я играл пионера Петю в красном пионерском галстуке. Дедом Морозом был замечательный актер Сергей Филиппов. Первого января на первую елку его привезли в совершенно разобранном состоянии. Одели, загримировали и посадили под дерево. И вот распахиваются красивые дубовые двери дворца, дети с шумом и гамом влетают в зал - и вдруг видят спящего под елкой Деда Мороза... Сергей Филиппов от шума просыпается, медленно поднимает руку и произносит гениальную фразу: «Дети, если бы вы знали, как у Деда Мороза голова болит...» Ребята пожалели Деда Мороза. Они водили хороводы, стараясь не топать, и шепотом пели: «В лесу родилась елочка...» Благодарим руководство благотворительного фонда «Июль» за помощь в организации встречи с любимым актером.
Эммануил Виторган родился 27 декабря 1939 года в Баку. Выпускник Ленинградского института театра, музыки и кинематографии. Играл в театрах Ленинграда и Москвы. С 1984 года служил в театре им. Маяковского. На его счету более ста ролей в таких фильмах и сериалах, как «Кортик», «Благочестивая Марта», «Ларец Марии Медичи», «Профессия - следователь», «Чародеи», «День радио», «На Дерибасовской хорошая погода...», и многих других. Дочь от первого брака Ксения возглавляет на Валааме Дом культуры. Сын от второго брака с Аллой Балтер Максим Виторган - актер. У Эммануила Виторгана четверо внуков и двое правнуков. В Казани нашлись родственники
- Эммануил Гедеонович, насколько для вас важны благотворительные творческие вечера?
- Все мои коллеги знают, насколько важны такие встречи и для зрителей, и для нас. Самое ценное, что мы можем подарить друг другу, - это общение. В театре и кино ты произносишь чужие тексты, проживаешь чужую жизнь. А здесь - возможность говорить то, что думаешь и чувствуешь ТЫ сам. После таких встреч мне часто говорят: «Ой, а мы о вас совсем иначе думали!» Конечно иначе! В кино мною сыграно столько мерзавцев... В Казань всегда приезжаю с удовольствием. У меня такое впечатление, что вы все время строитесь. Город очень сильно преобразился. Редкие города ведут такое масштабное строительство. К тому же недавно выяснилось, что в Казани живут родственники моей супруги Ирины. Сегодня мы с ними встретимся. - Как вы отважились на отчаянный поступок - уйти из театра им. Маяковского, в котором проработали больше двадцати лет?
- Уходить откуда-либо после двадцати лет работы очень тяжело. Но ситуация тогда сложилась тяжелая. Ушел из жизни художественный руководитель театра Андрей Гончаров. На его место пришел другой человек, и в театре начались проблемы. Но главная причина, после чего я принял решение уйти, - новое руководство со всех этажей фойе убрало фотографии, где были запечатлены сцены из лучших спектаклей с момента основания театра. Вся история театра оказалась буквально выброшена во двор. Я случайно это обнаружил и влетел в кабинет нового худрука с выражениями, которые в литературе не употребляются. Сказал, что ноги моей здесь больше не будет. Однако после еще год все-таки прослужил в театре. У меня было пять спектаклей, которые я играл без замены. Уйти в тот момент значило «вырубить» практически весь репертуар. Только когда я сам ввел других артистов на эти роли, сразу же ушел. Одиночное плавание - это благодать!
- Не страшно было отправляться в одиночное плавание?
- Конечно страшновато. А потом вдруг почувствовал: господи, какая же благодать! Это здорово, когда ты можешь распоряжаться самим собой, своим временем. Когда можешь вставать и ложиться когда хочешь, не говоря уже о том, что сам подбираешь репертуар и режиссеров. Да, при этом ответственность конечно огромная. Но слава богу, что рядом со мной Ирина, которая мне во всем помогает. На ее плечах и административные дела, и театральные. Ирина - самый главный человек в моей последующей жизни после ухода Аллы Балтер, с которой мы прожили тридцать лет. Я не хотел жить после ухода Аллочки, Ирина спасла меня. Она практически втащила меня обратно в жизнь. Благодаря ей я понял, что мы, люди, не имеем права распоряжаться собой. Не имеем права! Пока кто-то свыше не распорядится. В любой религии самоубийство - самый тяжкий грех... - Вам повезло, что рядом оказалась Ирина Михайловна...
- Я вообще очень везучий! У меня потрясающие родители, замечательные педагоги, профессия, партнеры... Я работал с замечательными режиссерами - Георгием Товстоноговым, Андреем Гончаровым, Анатолием Васильевым, Борисом Морозовым, Иосифом Райхельгаузом, Леонидом Хейфецем, Романом Виктюком... Мне жаловаться грех. Кроме благодарности к жизни и миру ничего не испытываю. «Не хочу уходить в нищете!»
- У вас культурный центр в самом центре Москвы. Как удалось его создать?
- «Виторган-клуб» мы придумали еще с Аллочкой после ухода из театра им. Маяковского. Он существует уже около двадцати лет. Но помещение получили недавно. Это интересная история. Так получилось, что меня пригласили на большой официальный прием по поводу какого-то государственного праздника. Там был и Юрий Лужков, тогда мэр Москвы. К нему выстроилась огромная очередь просителей - каждый со своей просьбой. А я спокойно стоял в стороне. Лужков проходил мимо, вопросительно поднял глаза на меня. Я сказал: «Юрий Михайлович, мне ничего не надо».
Он радостно воскликнул: «О, дайте мне выпить с ним!» Потом мы встретились с Лужковым в Казахстане, на открытии Театральной площади в Астане. Я сказал, что в Москве есть тысячные, пятитысячные залы, но не хватает камерных, уютных, где люди могли бы просто пообщаться, познакомиться и потом помогать друг другу. Прошло года полтора - и вдруг телефонный звонок от Лужкова: «Я обещал вам здание под камерный зал. Выбирайте помещение». Мы выбрали замечательный особняк на Остоженке. Но когда зашли внутрь... Все было прогнившее, в аварийном состоянии. Пришлось продать наш загородный дом, машину, сдавать квартиру, чтобы сделать там ремонт. - Все сами, на свои средства?
- Да. Дело в том, что мы не умеем ни у кого просить деньги, хотя у нас масса знакомых - людей обеспеченных. Так что все сделали сами. В нашем культурном центре небольшой зал на сто человек. Там проходят литературные, джазовые вечера, показы фильмов, которые десятилетиями лежали на полках, творческие вечера моих коллег, дни рождения. Получился настоящий клуб общения, о котором мы мечтали. - Сегодня проповедуется культ денег, как вы относитесь к этому?
- Я, наверное, соучастник этого культа, в том смысле, что иногда - пока иногда! - даю согласие сниматься там, где раньше ни за что не согласился бы. Соглашаюсь по одной причине - не хочу уходить из этой жизни в нищете. До сих пор, представьте, мы сбрасываемся на гробы для народных артистов! Не государство, которое должно быть благодарно этим людям, а актеры собирают деньги на достойные похороны своих умерших коллег. Поэтому я краснею, но даю согласие на участие в каких-то проектах, чтобы заработать.В статусе прадедушки
- Вы были членом предвыборного штаба кандидата в Президенты РФ Владимира Путина в Астрахани. Должен ли артист, человек искусства, идти в политику?
- Не должен, не должен! Наша профессия должна быть вне политики. Когда моя партнерша по театру Наталья Гундарева стала депутатом Верховного Совета, я спрашивал ее: «Зачем ты это сделала?» Наташа отвечала: «Мне кажется, что я смогу что-то изменить в лучшую сторону». Что касается работы в предвыборном штабе Владимира Путина, я согласился на это, чтобы еще раз съездить в Астрахань - город, где похоронены мои родители. Понимал, что этого делать не надо, но когда увидел пятерых кандидатов на пост президента, за одного из которых мы должны были голосовать, понял: только Путин! Безусловно, мы можем предъявить много претензий к нему, когда он был президентом и премьер-министром. Но ошибки, недочеты можно найти в работе абсолютно любого человека. - Вы записали много аудиокниг: и классику, и детективы. Какова специфика этой работы?
- К моему сожалению, это бывает не так часто, как хотелось бы. Я с таким удовольствием записываю аудиокниги! Мне это самому ТАК интересно! В этой работе столько возможностей для импровизации. Еще обожаю мультфильмы... Ой, с каким удовольствием озвучиваю мультфильмы! Правда, и это происходит редко. - Как ощущаете себя в статусе прадедушки?
- Никогда не думал, что стану прадедушкой. Само слово «прадедушка» - такое трогательное и волнующее... Правнуку моему два с половиной года, правнучке - восемь месяцев. Сознаюсь: к сожалению, не так часто вижусь с ними, как хотелось бы. К тому же они живут далековато - на Валааме. Но я счастлив, что они у меня есть.Новогоднее ретро
- Скоро Новый год. Наверняка у вас есть интересная новогодняя история...
- У меня день рождения 27 декабря. Поэтому все предновогодние дела связаны еще и с этим праздником. Новогодних историй много... Когда мы были студентами, с особым нетерпением ждали Нового года, потому что новогодние представления были главной нашей подработкой. Кто изображал зайчиков, кто деревце, кто яблочко, кто Бабу-ягу, кто снежинку... Зарабатывали на этих утренниках бешеные деньги - 8 рублей в день! В те годы Главная елка Ленинграда была в Шереметевском дворце. Представления начинались рано - первая елка в 10 утра. Я играл пионера Петю в красном пионерском галстуке. Дедом Морозом был замечательный актер Сергей Филиппов. Первого января на первую елку его привезли в совершенно разобранном состоянии. Одели, загримировали и посадили под дерево. И вот распахиваются красивые дубовые двери дворца, дети с шумом и гамом влетают в зал - и вдруг видят спящего под елкой Деда Мороза... Сергей Филиппов от шума просыпается, медленно поднимает руку и произносит гениальную фразу: «Дети, если бы вы знали, как у Деда Мороза голова болит...» Ребята пожалели Деда Мороза. Они водили хороводы, стараясь не топать, и шепотом пели: «В лесу родилась елочка...» Благодарим руководство благотворительного фонда «Июль» за помощь в организации встречи с любимым актером.