Город для автомобилей: почему Казань охватила эпидемия отмены пешеходных переходов

В последнее время в Казани все чаще отменяют пешеходные переходы. Длинные дистанции между зебрами не только создают неудобства для жителей города, но и нередко нарушают нормативы. «Казанские ведомости» разбирались в вопросе.

news_top_970_100

Сегодня Казань все больше и больше превращается в город для автомобилей. Пешеходные переходы убирают, в нужных местах их не устанавливают, время светофоров для перехода пешеходов сокращают, а для проезда машин увеличивают. Проблема есть не только в Казани, но и по всей России. Что происходит на данный момент в городе и как мы можем решить эту проблему, рассказал Дмитрий Сагдеев, редактор Телеграм-канал «Казан Урбанчы». 

Люди постоянно перебегают дорогу в неположенном месте

«Наверное, я не совру, что пешеходными переходами мы занимались весь прошлый год, но пока пробить стену непонимания в чиновничьих кабинетах у нас не получается»,  — говорит Дмитрий. 

Возможно, предполагает он, проблема лежит в страхе чиновников, что если добавить где-то дополнительный пешеходный переход, то движение непременно встанет. Но при этом известно множество мест, где люди постоянно перебегают дорогу в неположенном месте. В прошлые годы были резонансные трагические случаи: в 2021 году на Гвардейской трамвай насмерть переехал девочку, которая перебегала дорогу в неположенном месте и споткнулась о бордюр. На Декабристов в 2020 году девушка лишилась ноги, попав под трамвай.

В этих местах люди переходят дорогу постоянно. И властям нужно понимать: если пешеходы систематически, массово нарушают правила в определенном месте, там однозначно нужен пешеходный переход. Это не оправдание нарушителей, а констатация фактов.

Обычно власти в таких случаях предпочитают ликвидировать физическую возможность нарушения в этих местах — ставят заборы. Но, как показал случай с Гвардейской, заборы — это не решение проблемы, а борьба с ее следствием.


Люди просто выломали несколько секций ограждения

Отметим, что на Гвардейской улице пешеходный переход по нормативам должен быть. Согласно ГОСТ Р 52766-2007, пункт 4. 5. 2. 1 и СП 42. 13330. 2016, пункт 11. 29, пешеходные переходы на дорогах в населенных пунктах располагаются не реже, чем через каждые 400 метров. Исключение делается только для линий скоростного трамвая, там можно до 800, но здесь не тот случай.

«Вода дырочку найдет – люди просто выломали несколько секций ограждения и продолжили ходить по привычному маршруту»,  — отмечает Дмитрий.

То есть, фактически, в Казани расстояние более 400 метров между переходами в условиях городской застройки возможно только на Большом Казанском кольце, где официально находится скоростной трамвай. Но и там есть несколько мест, где отсутствие перехода вызывает искреннее удивление.

Мест, где они нужны, еще очень много

«Весьма красноречивым является примыкание Меридианной улицы к проспекту Ямашева. Это единственная улица, в месте примыкания которой к Ямашева нет пешеходного перехода. На всех соседних: Короленко, Бондаренко, Абсалямова, Мусина переходы есть, а на Меридианной — нет. А напротив торговый центр. Но опять же боятся, что если там сделать переход, то движение непременно встанет. Хотя от светофоров на соседних перекрестках почему-то не встает»,  — говорит урбанист.

Эксперт припоминает только один случай, когда легализовали «стихийный» переход — на улицах Восстания/Октябрьской. Заметив, что от этого «там никто не умер».

«Мест, где они [переходы] нужны, еще очень много: Декабристов/Енисейская, Пушкина/Островского, Пушкина/Щапова, Большая Красная/Малая Красная и еще много участков»,  — перечисляет Дмитрий.

Казань охватила эпидемия отмены пешеходных переходов

Одно дело, когда перехода в каком-то вроде бы и нужном месте нет и не было. Но Казань в последние годы охватила эпидемия отмены пешеходных переходов при реконструкции улиц.

Для ГИБДД любое пересечение потоков, говорит, Сагдеев, это потенциальная конфликтная точка. Поэтому они стремятся минимизировать их количество. С этой целью в предыдущие годы отменили левые повороты везде, где это было физически возможно. Теперь же принялись за отмену пешеходных переходов.

Одним из «новаторских» решений наших местных властей является организация так называемых «П-образных» переходов: когда обычный перекресток двух улиц, где с каждой из сторон есть по пешеходному переходу – всего 4 штуки, лишается одного из этих переходов. Его просто ликвидируют.

«Формально действующий ГОСТ это не нарушает, ведь перейти перекресток можно во всех направлениях, но теперь человеку, который движется по траектории „отмененного« перехода необходимо вместо одной дороги перейти три, то бишь, пройти „буквой П“»,  — констатирует Сагдеев.

Какой эффект для дорожного движения при этом достигается: автомобиль, поворачивающий на сторону улицы с отмененным переходом, теперь не останавливается для пропуска пешеходов и проезжает быстрее.
Но при этом увеличивается вероятность быть сбитым для пешехода, поскольку теперь вместо одного раза ему нужно подвергнуть себя опасности трижды. Плюс на регулируемых перекрестках человеку нужно по нескольку раз ждать светофор, что существенно увеличивает время в пути.

«Сразу оговорюсь, что я не считаю такое решение в принципе неприемлемым везде, есть перекрестки, где такое решение действительно оправдано. Например, если на нем большой автомобильный поток на поворот при сравнительно небольшом потоке пешеходов, как, например, на перекрестке проспекта Победы и Фучика» — говорит спикер.

Неверная расстановка приоритетов

В городе решение «П-образных» перекрестков тиражируют повсеместно. Особое возмущение оно вызывает в центральной части города, где пешеходные потоки существенно больше автомобильных «на поворот».

«Мы от своей редакции много раз обращали внимание на отменённый в 2020 году переход на пересечении Горького и Гоголя. Мало того, что они отменили переход со стороны автобусной остановки, так еще и настроили светофор таким образом, что вышедшему из автобуса человеку, для перехода на противоположную сторону Горького нужно простоять на красный свет три раза, что в общей сложности составляет около двух минут. При этом остановкой активно пользуются студенты КАИ, для которых именно траектория отмененного перехода является кратчайшим путем до 7-го учебного здания»,  — рассказывает Дмитрий.

Из обычного перехода переделанный в П-образный переход на Достоевского/Зинина

Также урбанисты подсчитали, что по отмененному переходу даже сейчас переходит до 30 человек за светофорную фазу, а автомобилей поворачивает в лучшем случае пять. Налицо неверная расстановка приоритетов.

Из-за таких решений по центру города пешеход чувствует себя некомфортно. В 2020 году, только на улице Горького было отменено четыре пешеходных перехода, чуть ранее три перехода было отменено на параллельной Большой Красной. На улице Габдуллы Тукая было отменено 3 перехода, переход на пересечении Бутлерова и Муштари, на Зинина/Шмидта. На Кремлевской/Астрономической был отменен переход на пути из главного здания КФУ к зданию Физфака. Это лишь небольшие перекрестки в центре города.

Все это приводит к тому, что исторический центр города становится удобным для перемещения на личном автомобиле и совершенно неудобным для пеших прогулок. Почти все развитые города Европы и Азии с их культом автомобиля стремятся минимизировать количество машин в центре города, где-то вводят платный въезд, даже в Москве сужают улицы и расширяют тротуары. В Казани же почему-то происходит все наоборот, сетует собеседник «КВ»

«Это тема отдельного обсуждения, но у нас даже светофоры в центре сейчас настроили так, чтобы в центре максимально комфортно было именно транзитному автомобильному потоку»,  — отмечает Сагдеев.

Урбанист видит следующую причину, почему так происходит: отсутствие грамотных транспортных специалистов и четкого следования стратегии. Причем стратегия формально есть. Но сейчас в Казани решения по изменению организации движения принимаются ситуативно «Комиссиями по БДД», состоящими из чиновников районных администраций, комитета по транспорту, ГИБДД и управления архитектуры. И чаще всего простым копированием решений, ранее примененных на совершенно иных по интенсивности потоков перекрестках.

«Инициатором чаще всего выступает ГИБДД, которая, судя по всему, кладет на стол статистику вроде «у нас тут сбивают пешеходов», и вся эта комиссия за отсутствием должного анализа причин этих происшествий дружно отменяет этот переход,  — говорит Дмитрий.  — К такому выводу я пришел, обратив внимание, что из 4 переходов на перекрестке почти всегда отменяют самый востребованный. Потому что, как правило, больше всего пешеходов сбивают именно на том переходе, где их больше. Логично?»

«Очень неудобно, когда такое большое расстояние»

В Московском районе, с улицы Блюхера на улицу Восход также нет пешеходного перехода, несмотря на то, что с противоположной стороны улицы стоят детский сад, военкомат, остановка. Вот как комментирует ситуацию одна из жительниц улицы Блюхера Елена:

«Чтоб перейти дорогу, нужно сделать большой крюк. Из-за этого бабушки часто перебегают дорогу в неположенном месте. Очень неудобно, когда такое расстояние большое между пешеходами»,  — говорит Елена.

Перекресток Блюхера/Восход

На улице Рихарда Зорге местные жители также отмечают неудобства. Вот что говорит Алсу Каримова, которая часто бывает на этой улице: «Раньше был пешеход напротив «Максидома», его убрали. Построили «Ленту», перенесли напротив нее. Не знаю зачем. Оставили бы, было бы намного удобнее».

Улица Рихарда Зорге

Пешеходные переходы организуются либо ликвидируются по результатам анализа аварийности перекрестков

В мэрии Казани отмену пешеходных переходов, в частности на улице Габдуллы Тукая, объяснили требованием автоинспекции. 

«Организация П-образных пешеходных переходов по ул. Горького и ул. Г. Тукая выполнена по требованию ОГИБДД УМВД РФ г. Казани для исключения конфликтных точек пересечения пешеходных и транспортных потоков, а также для увеличения пропускной способности перекрестков»,  — сообщает пресс-служба мэрии.

Также нам сообщают, что анализ аварийности и дорожно-транспортной ситуации на данных перекрестках показал снижение ДТП с момента ликвидации одного из пешеходных переходов, а также повышение пропускной способности перекрестка (что, впрочем, не расходится не некоторыми тезисами Дмитрия Сагдеева).

Вопрос организации дополнительных пешеходных переходов по ул. Гвардейская будет рассмотрен в рамках реконструкции или ремонта улицы, отметили в мэрии.

«Организация П-образного пешеходного перехода на данных перекрестках не является нарушением действующего законодательства и государственных стандартов в области безопасности дорожного движения, так как возможность перехода обеспечена пешеходным переходом, расположенным в шаговой доступности на другой стороне перекрестка», – говорится в ответе на запрос редакции.

Улица Гвардейская

Также там рассказали, что вопросы организации пешеходных переходов рассматриваются на Комиссиях по безопасности дорожного движения администраций районов Казани, в том числе «по предложениям жителей, организаций на основании анализа дорожно-транспортной ситуации». При разработке и согласовании проектной документации по строительству автомобильных дорог особое внимание уделяется безопасности движения пешеходных потоков.

Как решать проблему?

С точки зрения Дмитрия Сагдеева, необходимо создать в Казани специальную структуру исполкома, которая будет заниматься всеми вопросами транспорта. Такая, например, есть в Москве — Центр организации дорожного движения (ЦОДД). Эта структура должна будет объединить в себе функции Комитета по транспорту, Бюро транспортного планирования Управления архитектуры, АСУДД, организатора пассажирских перевозок и часть функций Управления капитального строительства.

«Эта структура должна будет заменить и все эти комиссии по БДД, самостоятельно решать все вопросы, связанные с дорожным движением, его организацией, общественным транспортом, светофорами и, самое главное, проектированием. И действовать согласно разработанной стратегии, а не ситуативно»,  — говорит Дмитрий.

Она должна будет работать в связке с ГИБДД и оперативно реагировать на все возникающие проблемы. ГИБДД тоже сейчас занимается поиском решений проблем из-за отсутствия единого подхода и грамотных специалистов.

news_right_column_240_400