О том, как обезопасить себя и вернуть деньги за несостоявшуюся или испорченную турпоездку, корреспонденту «КВ» рассказывает наш постоянный консультант - казанский юрист Фарид ХАЙРУЛЛИН.
- Фарид, если клиент решил отказаться от поездки по личным обстоятельствам, сможет ли он вернуть всю стоимость путевки?- Сотрудники туркомпаний могут сказать клиенту, что возврат денег всегда происходит за вычетом уже оплаченных расходов и с учетом штрафных санкций за расторжение договора. Но, исходя из положений законодательства, турист может в одностороннем порядке отказаться от путешествия по любой причине. В этом случае ему обязаны возвратить всю сумму за вычетом понесенных расходов. К «невозвратным» расходам относится, например, консульский сбор при оформлении визы или стоимость брони в отеле. То же самое касается расходов на бронирование места в самолете. Многие авиакомпании включают штрафные санкции в стоимость билетов. А их размер зависит от того, за сколько дней до вылета был расторгнут договор.
- А если причиной отказа стало, например, стихийное бедствие?- По закону при расторжении договора до начала путешествия в связи с наступлением обстоятельств, влияющих на безопасность отдыха, туристу возвращается полная стоимость путевки. А после начала путешествия - ее часть в размере, пропорциональном стоимости неоказанных услуг. Подчеркнем: в данном случае решающим фактором выступают именно обстоятельства, угрожающие жизни и здоровью туриста, подтвержденные соответствующими распоряжениями органов власти, а не любые обстоятельства непреодолимой силы. Поэтому обращайте внимание на формулировки документов и на регионы. Скажем, если госорганы не рекомендуют посещать какие-то города или регионы страны, а вы планировали тур в другие города и регионы той же страны, то свои деньги на основании угрозы безопасности вы не вернете.
Чтобы вернуть деньги за путевку, нужно до вылета обратиться в компанию, где вы покупали тур, и расторгнуть договор, ссылаясь на закон. Если же вы просто останетесь дома, а потом придете в турагентство за деньгами, оно вам их не вернет. Но если туроператор в связи с угрозой безопасности туристов отменил чартер и при этом не предложил клиентам альтернативного варианта отдыха и не вернул средства, это уже повод обратиться к страховщику гражданской ответственности туроператора, поскольку тот не исполнил свои обязательства.
- С каким еще форс-мажором приходится встречаться туристам?- Вылет на отдых может не состояться также из-за задержки рейса. Понятно, что вулкан, нелетная погода - обстоятельства непреодолимой силы. В этом случае закон будет скорее на стороне авиаперевозчика и туроператора. Воздушный транспорт по определению зависит от погоды. Это риск, который турист вынужден брать в расчет. Авиаперевозчику достаточно представить официальную сводку Гидрометцентра и справку из аэропорта. Эти документы будут официальным подтверждением того, что авиаперевозчик не мог выполнить рейс, не подвергая вашу жизнь опасности. В таком случае единственное, на что может претендовать пассажир, - компенсация в размере 25% МРОТ за каждый час задержки. Но для взыскания этих денег обращаться нужно не к авиакомпании, а к туроператору, который покупал для вас билеты.
- Фарид, если клиент решил отказаться от поездки по личным обстоятельствам, сможет ли он вернуть всю стоимость путевки?- Сотрудники туркомпаний могут сказать клиенту, что возврат денег всегда происходит за вычетом уже оплаченных расходов и с учетом штрафных санкций за расторжение договора. Но, исходя из положений законодательства, турист может в одностороннем порядке отказаться от путешествия по любой причине. В этом случае ему обязаны возвратить всю сумму за вычетом понесенных расходов. К «невозвратным» расходам относится, например, консульский сбор при оформлении визы или стоимость брони в отеле. То же самое касается расходов на бронирование места в самолете. Многие авиакомпании включают штрафные санкции в стоимость билетов. А их размер зависит от того, за сколько дней до вылета был расторгнут договор.
- А если причиной отказа стало, например, стихийное бедствие?- По закону при расторжении договора до начала путешествия в связи с наступлением обстоятельств, влияющих на безопасность отдыха, туристу возвращается полная стоимость путевки. А после начала путешествия - ее часть в размере, пропорциональном стоимости неоказанных услуг. Подчеркнем: в данном случае решающим фактором выступают именно обстоятельства, угрожающие жизни и здоровью туриста, подтвержденные соответствующими распоряжениями органов власти, а не любые обстоятельства непреодолимой силы. Поэтому обращайте внимание на формулировки документов и на регионы. Скажем, если госорганы не рекомендуют посещать какие-то города или регионы страны, а вы планировали тур в другие города и регионы той же страны, то свои деньги на основании угрозы безопасности вы не вернете.
Чтобы вернуть деньги за путевку, нужно до вылета обратиться в компанию, где вы покупали тур, и расторгнуть договор, ссылаясь на закон. Если же вы просто останетесь дома, а потом придете в турагентство за деньгами, оно вам их не вернет. Но если туроператор в связи с угрозой безопасности туристов отменил чартер и при этом не предложил клиентам альтернативного варианта отдыха и не вернул средства, это уже повод обратиться к страховщику гражданской ответственности туроператора, поскольку тот не исполнил свои обязательства.
- С каким еще форс-мажором приходится встречаться туристам?- Вылет на отдых может не состояться также из-за задержки рейса. Понятно, что вулкан, нелетная погода - обстоятельства непреодолимой силы. В этом случае закон будет скорее на стороне авиаперевозчика и туроператора. Воздушный транспорт по определению зависит от погоды. Это риск, который турист вынужден брать в расчет. Авиаперевозчику достаточно представить официальную сводку Гидрометцентра и справку из аэропорта. Эти документы будут официальным подтверждением того, что авиаперевозчик не мог выполнить рейс, не подвергая вашу жизнь опасности. В таком случае единственное, на что может претендовать пассажир, - компенсация в размере 25% МРОТ за каждый час задержки. Но для взыскания этих денег обращаться нужно не к авиакомпании, а к туроператору, который покупал для вас билеты.