Подобные примеры есть в других районах города. Гостей Жилплощадки непременно поражает летом пожухлость местной флоры, а вот старожилам поселка Левченко повезло - «якорное» промышленное предприятие с переходом к рынку обанкротилось и теперь здесь чистый воздух.
А когда в УНПО им. Ленина осталось несколько цехов, население Кировского района получило возможность избавиться от постоянного кашля. И только продуваемые всеми ветрами «спальные» Горки да Квартала могут похвастаться отсутствием промышленных объектов.
На чаше весов экономика и экология
По мнению знакомого эколога, работающего в штате одного крупного машиностроительного предприятия Казани, уменьшить атмосферное загрязнение не так-то просто. Для этого надо либо закрыть все производство (что нереально), либо поменять оборудование на производстве (на что денег нет). Воздух очистится сам, и выстроится такая цепочка: заводы поднимутся из руин, начнется борьба за качество с использованием новых технологий - отсюда снижение выбросов. А пока международных экологических стандартов придерживаются единицы промышленных предприятий.
Второй колоссальный источник загрязнения воздуха - автотранспорт. С ним бороться бесполезно, по крайней мере пока. Ведь любимая практика наших дорожников - ремонт основных загородных трасс во время летнего уик-энда! Между прочим, в Италии, где на побережье свыше 30 - 32 градусов, закрывают города в жару для передвижения автотранспорта, чтобы народ дышал свободно. Они себя любят. А мы?..
Третий источник вредных выхлопов - смесь, которая под видом бензина и дизтоплива разливается на многих ведомственных заправках. Это головная боль всех проверяющих из Управления рационального использования ТЭР. По словам начальника ведомства Роберта Гилязиева, там любят заправляться сельчане, мол, дешево и сердито. Но если такой товарищ зальет солярку не только в трактор, но и «КАМАЗ» да с ветерком прокатится по Казани, никакой Евро-3 горожан не спасет.
Деньги не пахнут
В 2008 году запланировано строительство 2 полигонов ТБО в Казани, 3 - в Нижнекамске, Зеленодольске и Кайбицах, расширение 4 действующих полигонов ТБО, проектирование и строительство 6 новых полигонов ТБО.
Раньше основные строительные отходы таковыми не считались, а предприятия решали проблему экологии самостоятельно. Однако, по мнению экспертов, даже если отходы имеют средний или низкий класс опасности, при накоплении можно в два счета угробить хрупкую экосистему. Но это, похоже, не слишком волнует тех, кто сбрасывает их в овраги, множа несанкционированные свалки.
Сейчас хозяйствующие субъекты свозят строймусор на спецполигон, что тоже не стимулирует строителей на соблюдение экологических норм. Ведь предприятие, привозящее отходы производства и потребления IV класса опасности, должно заплатить за их утилизацию 300 - 400 рублей за тонну. Однако с учетом существующих нормативов платежей за 4-й класс опасности, регионального и инфляционного коэффициентов затраты предприятия фактически составляют от 900 рублей за тонну.
По мнению компетентного источника, на деньги, зарабатываемые владельцами полигонов, можно уже 10 заводов по переработке мусора построить и самую знаменитую городскую свалку за 2 года убрать! Но зачем?.. Деньги каждый день идут бешеные. И вот уже новое поколение крыс перебирается на ПМЖ в город.
Государство выбирает экологию
В феврале на коллегии Минэкологии и природных ресурсов РТ обсуждали вопросы экологической безопасности в рамках республиканской целевой экологической программы на 2008 - 2015 годы. По словам начальника Управления Росэкотехнадзора по РТ Бориса Петрова, в Татарстане наметилась стабилизация экологической ситуации, возросла сумма штрафов, а количество нарушений природоохранного законодательства РФ и РТ составило 6967(!) случаев.
Премьер-министр Рустам Минниханов, подводя итоги коллегии, призвал подумать о здоровье нации. Дай-то бог, чтобы спустя десятилетия экономический рост не ударил по природе и людям.