ГЛАВНЫЙ - ПЕШЕХОД! Например, в Праге, Дрездене и Вене мы не могли не отметить, что движение не столь интенсивное, как в Казани, - автомобилей на улицах этих городов меньше в разы. Пешеход может переходить улицу почти везде где хочет. Здесь он главный участник движения, а не автомобиль. Поначалу мы с опаской искали пешеходные переходы, но их оказалось не так уж много, поэтому тоже начали переходить улицы там, где было удобно. Излюбленный общественный транспорт чехов и немцев - трамваи. Пражские улицы бороздят далеко не новые одиночные, двух- и трехсоставные электромашины. А в Дрездене мы заметили даже трамваи, состоящие из четырех вагонов. Не скажу, что в них свободно. Толчеи нет, но сидячие места, как правило, всегда заняты. А по всему городу рельсы вмонтированы в асфальт или брусчатку таким образом, что не препятствуют движению автомобилей. Перемещение машин по рельсам узаконено. СКРОМНЫЙ АВТОПАРК. Еще бросилось в глаза, что, к примеру, автомобильный парк Чехии довольно скромен. Львиную долю всех легковушек составляют машины, которые делают на известном местном автозаводе. Любопытную информацию узнали от нашего гида: оказывается, менять часто машину у чехов немодно - об этом свидетельствует немалая часть «пожилых» авто (многие старше 10 лет). Среди них были настоящие раритеты! Чехи относятся к автомобилям как к средству передвижения, а не как к предмету роскоши. Привычных нам дорогих джипов и автомобилей бизнес-класса на улицах мало. А стоимость литра 95-го бензина, если перевести в рубли, составляет 55 - 60 (!) рублей. Отсюда много авто с дизельными двигателями. ПАРКОВКА. С парковкой автомобилей дело обстоит гораздо сложнее, чем в нашей стране. Повсюду на улицах установлены паркоматы - за любую стоянку нужно платить. А если не платить, на колесо наденут стальной капкан, с которым никуда не уедешь. В Праге, Дрездене и Вене мы ни разу не видели инспекторов движения. И заметили, что культура вождения здесь иная: водители реже сигналят друг другу, не подрезают, уважают пешеходов и ездят с весьма скромной скоростью.Еще удивило, что загородные трассы почти не имеют никакого освещения, выручает лишь свет фар и огни едущих впереди автомобилей. Это свидетельство того, что Европа испытывает энергетический кризис.ВЕЛОСИПЕДИСТЫ на улицах европейских городов чувствуют себя очень вольготно. Для них предусмотрена отдельная полоса движения с соответствующими знаками и разметкой. Есть специальные велопарковки, которые мы встретили даже в самом центре, например, Дрездена.ОПЛАТА ПРОЕЗДА в общественном транспорте существенно отличается от российской. Кондукторов нет, зато есть грозные контролеры, которыми очень пугают российские гиды. По их словам, «зайчиками» ездить весьма накладно. Стоит нагрянуть контролерам, от которых не убежишь, как придется выложить за безбилетный проезд 700 крон (более тысячи рублей). Билеты-талоны имеют различную стоимость. Например, самый дешевый и популярный - 24 чешские кроны, рассчитан максимум на 30 минут (во всем транспорте имеются компостеры, устанавливающие время и дату печати, а без них билет недействителен). Можно ехать в любом виде общественного транспорта, главное, уложиться во время. Билеты (там они называются езденки) продаются в Праге на каждом шагу: в газетных киосках, специальных терминалах, маленьких магазинчиках. Только в последних дешевых езденок может не оказаться. И вам предложат дорогие - на целый день. В МЕТРО нет привычных нам турникетов, а архитектура и дизайн станций весьма аскетичны - большинство выполнены в одном стиле. Разница только в цветовой гамме.
Европа глазами казанского автолюбителя
Первое, что сразу бросается в глаза, когда оказываешься в Европе, - это просторные улицы, почти полное отсутствие пробок и другой, более спокойный, ритм улиц.