То, что россияне со своей широкой душой тратятся на всевозможные подарки многочисленным друзьям, родственникам и коллегам по работе, общеизвестно. Однако в этом году Россия оказалась впереди планеты всей и в плане подарков. По данным форума на сайте http://marketingclub.ru со ссылкой на исследования аудиторской компании Delloitte&Touche, россияне тратят на предпраздничные расходы в среднем 13% от годового дохода. Это самый большой показатель среди стран Западной Европы и США - например, у британцев этот показатель равняется 3,6%, а у голландцев и вовсе 1,6%.
Получается, среднестатистический россиянин тратит полторы месячные зарплаты именно на приобретение подарков и на новогодний ужин. При этом исследователи выяснили, что москвичи тратят на подарки порядка 330 евро, что соответствует уровню ведущих западноевропейских стран. Однако в Первопрестольной расходуют больше, чем в той же Франции, - примерно на уровне Португалии, и гораздо больше, чем транжирят на праздники немцы или голландцы. И если в Европе большинство респондентов жалуются, что их покупательная способность снизилась по сравнению с предыдущим годом, но только не в России: лишь 11% потратят на подарки в этом году меньше, чем в предыдущем. При этом, как сообщает сайт www.money.newsru.com, 33% россиян собираются новогодние расходы увеличить.
Согласно данным исследования Delloitte&Touche, самый желанный для россиян подарок на Новый год - деньги и ювелирные изделия. Большая часть опрошенных (около 28%) мечтает получить именно их, однако лишь 17% готовы их подарить. Вероятнее всего, мы найдем под елкой духи, продукты и одежду друг другу. Каждая пятая наша женщина в этот праздник мечтает о путешествии, но только 2% мужчин готовы сделать такой презент. Небольшое утешение для россиянок - эксперты выяснили, что богатенькие европейцы намного прижимистее наших мужчин. При этом для России характерна такая особенность: наш человек скорее сократит расходы на подарки близким, чем переживет отсутствие некоторых продуктов на праздничном столе. Она заметна по предновогодним набегам на российские продмаги, что по накалу страстей напоминают то штурм Зимнего дворца, то последний день перед глобальным поголоданием.
Европейцы в этом году решили сэкономить на подношениях, не отказываясь от привычного рождественского меню. Например, лишь 8% немцев проявят большую новогоднюю щедрость, чем в прошлом году, а 27% жителей этой страны снизят свои праздничные расходы. В других странах ситуация такая: Голландия, Германия, Франция - до 2%, то есть примерно в 6 раз меньше пропорционально дохода. Больше всего тратятся на праздники в Ирландии - в среднем 1431 евро. Затем идут Кипр (1188) и Англия (1007). Самыми экономными оказались жители ЮАР (338 евро) и Нидерландов (411). Россияне собираются потратить на Новый год около 480 евро - больше, чем немцы (420), но меньше, чем чехи (506 евро). С учетом того факта, что в странах ЕС, а также США и Японии обороты рождественской и предновогодней торговли часто рассматриваются в качестве одного из важнейших макроэкономических показателей, аналитикам и политикам есть над чем задуматься.
Однако российская специфика заключается не только в рекордном росте грядущих новогодних расходов, но и в том, кому мы собираемся дарить подарки. По данным журнала «Профиль», в Европе покупают больше подарков для взрослых членов семьи, чем для детей, а в России в последние годы приоритет прочно отдается друзьям. К примеру, в 2002 году каждый российский ребенок получал от родителей в среднем 1,7 подарка, а друзья - 2,2, к концу этого года соответствующие показатели, по расчетам, составят 2,5 и 5,9 подарка соответственно. Журнал приводит мнение эксперта ВЦИОМ, который полагает, что соответствующие цифры объясняются финансовой необременительностью сувениров для друзей и коллегам по работе, в то время как современным детям подавай сравнительно дорогие вещи. Впрочем, не все так плохо. По данным той же компании Deloitte, наиболее популярным подарком для детей до 12 лет в Московском регионе по-прежнему остается традиционная игрушка, в то время как для детишек того же возраста в Турции - одежда из детских бутиков, а в Испании, Италии, Франции и на Кипре - дорогие игровые консоли.
Не секрет, что в России подарить близкому человеку подарок с налепленным ценником, а также заявить о бесполезности подарка считается абсолютным моветоном. Дареному коню, знаете ли, в зубы не смотрят. А вот в Великобритании, наоборот, в порядке вещей дарить подарок вкупе с кассовым чеком - мол, друг не только увидит, как именно я его ценю, но и сможет вернуть (!) подарок в соответствующий магазин, если он не подошел. В минувшем году сразу после католического Рождества по всем новостным телеканалам прошел репортаж о британцах, атакующих торговые центры «наоборот» - чтобы сдать или обменять ранее полученные рождественские подарки. Что поражает в этой ситуации больше всего, так это согласие торговых сетей на подобный change. Видимо, овчинка стоит выделки - как с точки зрения долгосрочного маркетинга, так и оборотов.
Однако, как отмечает журнал «Профиль», далеко не все согласны с тем, что русская душа настолько широка, как предполагают аналитики Deloitte. «У меня вызывают некоторое недоумение цифры, озвученные коллегами, - комментирует сумму в 330 евро директор ВЦИОМ по коммуникациям Игорь Эйдман. - Конечно, никто не спорит, что москвичи зарабатывают значительно больше всех в России, но, согласно нашим расчетам, лишь единицы выделяют на новогодние расходы свыше $200, а подавляющее большинство - и вовсе менее $100». По мнению доцента кафедры экономической социологии Санкт-Петербургского гуманитарного университета Александра Кожанова, в этом году россияне в целом увеличат свои новогодние расходы на 13 - 15%. Однако это вовсе не говорит о том, что равную долю в этот прирост внесут и доярка из Краснодара, и топ-менеджер из Москвы. «Согласно нашим подсчетам, жители Поволжья, Восточной Сибири и Зауралья даже снизят новогодние траты по сравнению с прошлым годом, - говорит эксперт. - Другое дело, что резко увеличат свои расходы жители Москвы, Петербурга, Урала и Дальнего Востока. Это в конечном счете и приведет к появлению тех самых 13 - 15% роста». Эксперты отмечают, что данные о предновогодних расходах россиян, приведенные в исследовании Deloitte, так же отражают реальную ситуацию, как средняя температура по больнице - здоровье каждого больного.