Одним из самых популярных собеседников в кулуарах фестиваля был композитор, баянист-виртуоз Айдар Гайнуллин, который сейчас проживает в Берлине. Многим было любопытно, как ему работается со звездами первой величины - Денисом Мацуевым, Анной Нетребко. Но лейтмотивом, конечно, звучала тема популяризации татарской музыки. «Казанские ведомости» поинтересовались, какие у него планы на этот счет. - Айдар, насколько для вас важна ваша татарская идентичность?
- Я москвич, но каждое лето наша огромная семья собиралась в деревне Кызыл Чишма в Чувашии. Там я и проникся тонкой татарской мелодикой, колоритом.- А почему вы предпочитаете жить в Берлине?
- Это же центр Европы, отсюда удобно планировать любые передвижения, гастролировать. Я купил там дом по ипотечной ставке 3,9 процента, что у нас было бы совершенно нереально. У меня с одной стороны - поля, невероятные закаты, косули бегают, а с другой - инфраструктура: магазины, транспорт. И кстати, из Берлина я хотел бы продвигать татарскую музыку. Привлечь внимание европейского слушателя получится, пожалуй, только определенным образом. Вот у меня уже существует проект аудиокниги, к которой я написал музыку. Татарские сказки читают звезды - Чулпан Хаматова, Марат Башаров, Сергей Шакуров, Алсу, Тимати. А теперь я хотел бы, чтобы со сцены Берлинской филармонии татарские сказки читали знаменитые немецкие актеры. Или хорошо могу себе представить, например, совместный концерт звезд берлинской и татарской оперы. Но такой проект требует серьезных вложений и организации, зато заявленный уровень действительно помог бы миру узнать татарскую культуру.- Баян в ваших руках будто живой - он дышит, всхлипывает, стонет. Этот инструмент особняком стоит в академической музыке. Почему вы его выбрали?
- Все произошло по воле случая. На баяне учился играть мой старший брата Адис. И чтобы мне было не обидно и не завидно, меня в 5 лет тоже отдали в музыкальную школу. Естественно, тогда никто не мыслил конъюнктурно, не думал, как же мне вписаться в актуальную музыкальную ситуацию. Поворотным событием стало знакомство с Мстиславом Ростроповичем, произошедшее благодаря его Фонду поддержки молодых дарований. Помню, он спросил меня, как живется, а я посетовал - мол, на свадьбах приходится играть, чтобы заработать. А через некоторое время играл на его золотой свадьбе, где присутствовали президенты, европейские монархи. Под мое танго Ростропович закружил Вишневскую в танце.Такому человеку, как Ростропович, не надо было даже помогать в буквальном смысле слова. Достаточно было просто находиться рядом с ним, чтобы прочувствовать мощь. Ну и конечно, вокруг него крутилась невероятная машина: спонсоры, лучшие импресарио.- Айдар, ваша музыка пронзительна и драматична, а при личной встрече вы производите впечатление человека мягкого и гармоничного, живущего светлыми страстями.
- Вы знаете, недаром поворотным моментом в моей судьбе стал фильм «Эйфория». И свой ансамбль я назвал так. Я ищу именно это состояние - полет, безумие, предельный градус эмоций, когда радость и грусть сливаются.
- Я москвич, но каждое лето наша огромная семья собиралась в деревне Кызыл Чишма в Чувашии. Там я и проникся тонкой татарской мелодикой, колоритом.- А почему вы предпочитаете жить в Берлине?
- Это же центр Европы, отсюда удобно планировать любые передвижения, гастролировать. Я купил там дом по ипотечной ставке 3,9 процента, что у нас было бы совершенно нереально. У меня с одной стороны - поля, невероятные закаты, косули бегают, а с другой - инфраструктура: магазины, транспорт. И кстати, из Берлина я хотел бы продвигать татарскую музыку. Привлечь внимание европейского слушателя получится, пожалуй, только определенным образом. Вот у меня уже существует проект аудиокниги, к которой я написал музыку. Татарские сказки читают звезды - Чулпан Хаматова, Марат Башаров, Сергей Шакуров, Алсу, Тимати. А теперь я хотел бы, чтобы со сцены Берлинской филармонии татарские сказки читали знаменитые немецкие актеры. Или хорошо могу себе представить, например, совместный концерт звезд берлинской и татарской оперы. Но такой проект требует серьезных вложений и организации, зато заявленный уровень действительно помог бы миру узнать татарскую культуру.- Баян в ваших руках будто живой - он дышит, всхлипывает, стонет. Этот инструмент особняком стоит в академической музыке. Почему вы его выбрали?
- Все произошло по воле случая. На баяне учился играть мой старший брата Адис. И чтобы мне было не обидно и не завидно, меня в 5 лет тоже отдали в музыкальную школу. Естественно, тогда никто не мыслил конъюнктурно, не думал, как же мне вписаться в актуальную музыкальную ситуацию. Поворотным событием стало знакомство с Мстиславом Ростроповичем, произошедшее благодаря его Фонду поддержки молодых дарований. Помню, он спросил меня, как живется, а я посетовал - мол, на свадьбах приходится играть, чтобы заработать. А через некоторое время играл на его золотой свадьбе, где присутствовали президенты, европейские монархи. Под мое танго Ростропович закружил Вишневскую в танце.Такому человеку, как Ростропович, не надо было даже помогать в буквальном смысле слова. Достаточно было просто находиться рядом с ним, чтобы прочувствовать мощь. Ну и конечно, вокруг него крутилась невероятная машина: спонсоры, лучшие импресарио.- Айдар, ваша музыка пронзительна и драматична, а при личной встрече вы производите впечатление человека мягкого и гармоничного, живущего светлыми страстями.
- Вы знаете, недаром поворотным моментом в моей судьбе стал фильм «Эйфория». И свой ансамбль я назвал так. Я ищу именно это состояние - полет, безумие, предельный градус эмоций, когда радость и грусть сливаются.