Однако в действительности этот жанр помогает не только взглянуть под необычным углом на существующие проблемы и явления, но и попытаться предугадать, что ждет человечество в будущем.
Фантасты выступают в роли смелых визионеров, в своих произведениях они придумывают предметы, которые еще не существуют в жизни. Нередко их идеями вдохновляются ученые, которые воплощают эти необычные фантазии в реальность. Редакция «КВ» подготовила для своих читателей пять таких примеров.
Транспорт будущего
С наступлением промышленной революции и стремительной урбанизации многие мыслители стали размышлять о том, как должны выглядеть города будущего.
Одним из них стал наш соотечественник - малоизвестный писатель Владимир Одоевский. В своем неоконченном романе «4338 год. Петербургские письма» он описывает устройство общества грядущих веков. Примечательно, что дата событий романа выбрана не случайно - астрономы XIX века обсуждали, что в 4339 году нашу планету ждет катастрофа, вызванная столкновением с кометой Биелы, открытой в 1772 году и не раз пролетавшей мимо Земли. Впрочем, с 1852 года ученые больше не наблюдали это небесное тело.
Москва и Санкт-Петербург в романе Одоевского слились в один огромный мегаполис, по которому люди передвигаются на подземных поездах. Произведение было написано в 1835 году, а уже через 28 лет идея была воплощена в жизнь, правда, не в России - первая ветка метро была запущена в Лондоне.
Отец подводных лодок
Один из чемпионов по количеству реализованных идей среди фантастов - это Жюль Верн, горячо любимый советскими школьниками. Неудивительно, ведь гениальный писатель умел заразить своей верой в торжество научного прогресса.
Визитная карточка Верна - подводная лодка «Наутилус», с помощью которой отважный капитан Немо путешествовал по глубинам океана в романах «20000 лье под водой» и «Таинственный остров». Судно было недостижимым идеалом прогресса, недоступного инженерам и промышленникам того времени. «Наутилус» был оборудован электрическим двигателем и мог погружаться на дно океана.
Стоит отметить, что идея создания подводной лодки возникала у разных ученых еще с античных времен. А уже в XVII веке голландский физик Корнеллиус Дреббель построил в Лондоне весельную субмарину и даже придумал жидкость, позволяющую сохранить воздух внутри пригодным для дыхания.
Тем не менее именно «Наутилус» Жюля Верна стал самой известной субмариной в мире, это очень распространенное название в подводных флотах многих стран. В XIX - XX веках субмарины получают стремительное развитие, а писателя прозвали отцом всех подводных лодок.
Попробуй обмани
Еще с древности люди мечтали о способе, который бы позволял со стопроцентной вероятностью отличать правду от лжи. Такие способности приписывали некоторым легендарным героям и правителям, в фольклорных произведениях можно найти упоминания о зельях, выпив которые люди невольно начинают говорить правду.
Аналогичные идеи посещали и писателей-фантастов с поправкой на веру во всемогущество технических средств. Тест на детекторе лжи описали в 1910 году американские писатели Эдвин Балмер и Уильям МакХарг в научном детективе «Достижения Лютера Трента». Схожий прибор упоминается также в произведении «Человек преступный» итальянского психиатра Чезаре Ломброзо.
Первый полиграф появился уже в 1933 году. Для того чтобы отличить правду от лжи, при опросе испытуемого считывается масса параметров, таких как динамика артериального давления, частота пульса и многое другое.
Стоит отметить, что со временем ученые разочаровались в существующих детекторах лжи, в наши дни полиграфические процедуры считаются лженаукой. Тем не менее полиграф все еще используется криминалистами многих стран, включая Россию. Правда, в нашей стране доказательством виновности результаты такого теста являться не могут.
Больше, чем человек?
Многие века человечество пыталось облегчить жизнь людям, потерявшим ту или иную часть тела. За свою долгую историю протезы прошли путь от деревянных подпорок до образцов, способных повторить моторику живых пальцев рук. Такие протезы называют бионическими.
Впервые появление таких устройств предугадал американский фантаст Мартин Кэйдин в романе 1972 года «Киборг», герою которого заменили ноги и руку на механические протезы. Идею подхватили коллеги по цеху, бионические протезы стали визитной карточкой целого направления в фантастике - киберпанка. В произведениях этого поджанра описывается мрачное, но крайне высокотехнологичное будущее человечества.
Первая бионическая рука была разработана в 1993 году, она управлялась датчиками, подключенными к мозгу. Со временем технология стала доступнее. В 2000-х годах появились протезы, способные имитировать мелкую моторику пальцев, что позволяло, например, завязывать шнурки или пользоваться компьютером. В настоящее время биопротезирование широко применяется по всему миру. Новые протезы могут адаптироваться под походку человека и даже запоминать его индивидуальные жесты. А спортсмены с протезами порой ставят рекорды, соревнуясь с обычными атлетами.
Стоит отметить, что появление бионических протезов горячо встретили сторонники идей трансгуманизма, которые считают, что человек может улучшить свой организм, расширить возможности собственного тела. Адепты этого учения готовы заменить даже здоровую руку на протез, если тот сделает его быстрее или сильнее. Впрочем, такие операции запрещены. А вот компьютерные чипы уже вживляют в мозг добровольцам.
Таксист не нужен
Напоследок вспомним еще об одном нашем соотечественнике-визионере. Советский писатель Александр Беляев в 1926 году в романе «Властелин мира» первым упомянул идею об автомобиле, который передвигается под действием автопилота. Ее дружно поддержали многие фантасты.
Автоматизированное управление уже давно появилось на многих видах транспорта, такая техника управляет самолетами и поездами, правда, под присмотром машинистов и пилотов. Уже в наши дни существуют прототипы беспилотных автомобилей - как легковых, так и грузовых.
При этом Россия - одна из стран, лидирующих в этом направлении. А главный испытательный полигон беспилотных автомобилей находится под Казанью - в Иннополисе.
Технически человечество уже почти готово заменить живого водителя на электронного. Однако для этого нужно подготовить не только техническую базу, требуется серьезная ревизия существующих законов. Да и большинство людей пока не готовы доверить электронике свою жизнь.