- Фарит Саитович, а можно вспомнить ваши первые шаги в фотографии?
- Сколько себя помню, я с детства испытывал неподдельный интерес к рисункам, фотографиям, живописи. В первом классе мама, уступив моим настойчивым просьбам, купила мне фотоаппарат «Смена». По тем временам это был роскошный подарок! Свои первые уроки брал у знакомого фотолюбителя, соседа по общежитию. В школе, где я был редактором стенгазеты, очень пригодилось мое умение фотографировать. Но в школьные годы, с первого по четвертый класс, меня больше называли «писателем» за мою страсть к сочинительству невероятных рассказов… И я уже твердо уверовал, что непременно буду только писателем! Но одна из учительниц, оценив мои разносторонние интересы, вынесла свой вердикт: «Тебе, Фарит, надо быть журналистом…» Слово было для меня незнакомым. Стал выяснять, что кто это такой «журналист». Очень скоро понял, что это мое. И твердо решил учиться на репортера. Правда, в выпускном десятом классе возник новый соблазн - любовь к кино… И был нелегкий выбор между журналистикой и кино: куда поступать – во ВГИК или в наш универ? Победила журналистика…
- Чем живете сейчас?
- Ничего нового - фотография и снова фотография. Активно сотрудничаю с журналом «Казань», считаю его лучшим местом для полноценной реализации себя как фотографа и журналиста. Журнал - это же почти что книга. Его можно поставить на полку, переплести. Вот уже много лет занимаюсь изданием фотоальбомов и фотокниг. Очень рад, что удалось выпустить красочный фотоальбом «Татарстан. Наедине с Родиной» и пятитомник о Казани, вышедший к Универсиаде 2013 года. Каждый том представляет собой подборку фотографий, посвященных Казани духовной, спортивной, культурной, старинной и, конечно же, современной.
- В мае прошлого года вы приняли участие в очень известном фотопроекте «70 портретов Великой Победы».
- Счастлив, что смог реализовать этот проект к 70-летию Победы. Он делался в максимально сжатые сроки да еще и в зимне-весенний период. За два месяца объехал сорок с лишним районов республики и сделал фотопортреты 200 героев - участников войны и тружеников тыла. На выставке в Казани были выбраны 70 портретов. Но я чувствую своим долгом завершить проект выходом книги-альбома, где были бы напечатаны фото всех моих героев. Она будет названа «Победа. Одна на всех».
- В планах есть еще фотопроекты?
- Еще одна задумка - издать фотоальбом, куда вошли бы мои самые лучшие работы. Можно сказать, сейчас я в поисках спонсоров для реализации этой очень давней идеи.
- Помимо Казани ваши выставки проходили в Москве, Санкт-Петербурге, Вильнюсе, Риге, Таллинне, Париже, Амстердаме, Вашингтоне и других городах мира. Какая запомнилась больше всего?
- Так получилось, что я был дважды в Париже в 1995 и 2005 году. Для меня Париж это вообще фотографическая Мекка. Это родина фотографии, среди французских фотографов много моих кумиров. Я долго бродил по городу, сравнивал ранее виденное с оригиналом. Но много лет не решался сделать выставку. Свое отношение и свой взгляд на этот завораживающий город я решил показать казанцам лишь в 2011 году, открыв выставку «Париж во сне и наяву».
- Почти все ваши фотоработы черно-белые. Почему?
- Потому что черно-белое фото для меня - это вершина фотографического мастерства. Они позволяют острее передать эмоции, сохранить драматизм сюжета. Глядя на них, ничего не отвлекает. В отличие от цвета.
- Как вы считаете, фотография больше приобрела или потеряла с переходом на цифру?
- Тут нет однозначного ответа. Поскольку любой прогресс - это и плюс, и минус. Цифра решила много технических моментов. Теперь, чтобы напечатать фотографии, не надо запираться в темную комнату, иметь дело с проявителем, дышать химическими парами. Нажал на кнопку - и тут же вижу картинку, которую могу показать герою съемки. Раньше фотографов сдерживало количество пленки, они думали, как уложиться в число кадров. При цифре же можно снимать много, но тогда возникает проблема выбора. Например, мне из тысячи кадров часто нужно выбрать лишь 2 - 3 кадра.
- Некоторые считают, что искусству фотографии вообще учиться не надо и техника решает все. Социальные сети пестрят самыми разными фото…
- На это счет есть одна шутка. Мол, каждый, покупая фотоаппарат, ищет кнопку, где написано «шедевр». Сложилось мнение, что фотографировать легко, съемка стала очень доступной! А ведь можно, например, и простой столб снять как спичку или одинокое дерево, передав тем самым проблему одиночества… Хозяин и собака с годами становятся чем-то похожи и можно запечатлеть это удивительное сходство... А еще в фотографии есть такие понятия, как композиция, свет, цвет, светотени. Обязательно нужны знания, а не только умение нажимать на кнопку.
Фотография для меня - это и монолог, и способ познания окружающего мира. Каждая работа передает мои ощущения. И через фотографию стремлюсь показать свое отношение. Другое дело - выставлять это в соцсети или оставить при себе. Мы живем в потрясающе интересном времени, когда, опубликованный очередной «шедевр» через секунду может увидеть весь мир. А это, согласитесь, огромная ответственность. Для меня это очень больная тема и я могу долго и много о ней говорить…