- Это победа! - воскликнул член жюри V Международного фестиваля мусульманского кино Ганс Шлигель, когда увидел картину. Известный по телесериалу «Улицы разбитых фонарей» питерский режиссер и сценарист Юрий Фетинг снял в своей новой ленте, кроме известных актеров из трех столиц, и простых жителей татарской деревни. И теперь мечтает о том, чтоб у фильма была хорошая прокатная судьба.
- В предложенном материале я увидел возможность поговорить о страшных реалиях сегодняшнего мира, - рассказал режиссер после просмотра. - О власти денег, об уничтожении земли и коренных устоев народов России и о немногих носителях добра, странных в сегодняшнем мире. История старой Бибинур - не бытовая зарисовка из жизни современной татарской деревни. Надеюсь, у нас получилась притча о добре и зле. И о пути к Богу.
Бибинур
Однажды бабушка Бибинур увидела сон о том, что в пятницу она умрет. Так начинается история, рассказанная в фильме. Перед смертью женщина хочет раздать долги - и это круто меняет неотвратимый, казалось бы, ход жизни всех деревенских жителей. Чтобы снять, как Бибинур падает в реку, актрисе Камаловского театра Фирдаус Ахтямовой дали 16-летнего дублера. Мальчика обрядили в женское платье и попросили упасть в воду. Результат режиссеру не нравился: мальчик падал слишком ловко, совершал головокружительные пируэты, предусмотрительно группируясь в полете. Что поделаешь, новое поколение. Тогда Фирдаус Ахтямова прыгнула сама. Плюхнулась в свои зрелые годы в ледяную реку. Неловко, но естественно. Никогда она так не ждала команды «Стоп, снято!»
Китаец
По сюжету в деревню, где живет Бибинур, добраться в осеннюю распутицу почти невозможно. Бандит-бизнесмен прилетает туда на вертолете и привозит клиента - богатого китайца, который хочет взять эту землю в аренду. Где отыскать китайского актера? Продюсеры фильма не нашли ничего лучше, как пригласить на роль... директора китайского ресторана. Господину Хэ Пэну жизнь подсовывала немало ролей и сюжетов. В Китае он был школьным учителем, в России стал преподавателем университета. Потом занялся бизнесом. «Не знал, что кино так трудно снимать», - сказал китаец по окончании съемок и пригласил режиссера отужинать лягушками в своем ресторане.
Мальчик
Казанский школьник Руслан Мустафин во всем подходил для одной из главных ролей. Кроме одного. По сюжету у его героя необыкновенный голос, от которого лопаются стеклянные банки и стаканы. В начале мальчик пытается с помощью своего дара заработать миллион в программе «Минута славы», а в конце фильма остается один и читает азан на развалинах старой мечети – именно тут должен был в полную мощь зазвучать его необыкновенный голос. Тут-то и выяснилось, что у юного актера почти нет музыкального слуха и голоса. Однако в кино происходят чудеса! И ныне голосу его героя Мансура могут позавидовать лучшие оперные певцы.
Вечный старец
Ассистент режиссера по актерам Анна Попова назначала свидания сотням мужчин старше семидесяти. И на каждое добросовестно ходила. Все для того, чтобы найти одного-единственного – на роль хазрата. При советской власти мечеть в деревне разрушили, а камни растащили для хозяйственных нужд. Теперь старик Вэли ходит по домам, собирает те камни в надежде, что из них когда-нибудь снова сложат мечеть. Создатели картины долго ездили по деревням в поисках «вечного старца», пока молодой хазрат мамадышской мечети не привез на съемочную площадку бывшего тракториста Насиха Файзрахманова. Когда режиссер увидел пенсионера, то понял, что больше никого искать не надо:
- Ему ничего не пришлось играть, он был точно таким, как его персонаж.
Птицы
Для работы над фильмом пригласили казанского орнитолога Виктора Попова. В течение всего съемочного периода он скромно держался в тени. По сюжету в финале из клеток должны были выпорхнуть сотни птиц. Пока шли съемки, Виктор их заботливо собирал и кормил. А в последний день съемок освобожденные птицы взмыли в небо и разлетелись.
И только одна все кружила и кружила, как будто хотела, чтобы эта история не кончалась...