Из прораба в артисты
- Габдельфат, расскажите, как вы впервые вышли на большую сцену. Насколько мне известно, у вас нет музыкального образования…
- После окончания Тукай-Кырлайской средней школы Арского района я поступил в Казанский инженерно-строительный институт на инженера-строителя. В то время даже в мыслях не было заниматься музыкой. Я просто отчетливо понимал, что важно получить высшее образование, к тому же институт престижный, есть военная кафедра. Но после третьего курса меня словно осенило – прораб из меня никакой и учиться совсем не хочется. За такое отношение к учебе на 4-м курсе меня отчислили.
- За неуспеваемость?
- Да. Об институте пришлось забыть на полтора года. Но весь этот период не прошел зря. В то время среди молодежи особой популярностью пользовалась художественная самодеятельность. Я тоже стал ею интересоваться. Помню, как-то решил пройтись по улице Баумана, засмотрелся на расклеенные повсюду афиши: «Набираем солистов, баянистов». Долго не раздумывая, направился в клуб имени М.Горького, где располагался народный хор имени С.Садыковой. На баяне я играл отлично, поэтому рассчитывал, что возьмут баянистом. Но организаторы хора заявили, что курсов баяна нет, и предложили спеть. Вот тут и раскрылись мои музыкальные способности. Меня послушали, записали на партию драматического тенора и даже уверили, что из меня выйдет прекрасный певец.
- А как же институт?
- Через полтора года я вновь восстановился в институте. Сдал выпускные экзамены и защитил диплом. Будучи дипломированным специалистом, устроился на работу в объединение «Спартак» на должность старшего мастера. Во время работы в «Спартаке» женился. Остро встал вопрос о жилье. Мы снимали частный дом в Старо-Татарской слободе. Пришлось изрядно намучиться – и дрова колоть, и воду носить, а тут еще дочка Аделя родилась. Глядя на то, как мы в буквальном смысле выживаем, однокурсник посоветовал устроиться в Горгаз, чтобы получить квартиру.
- Прислушались к совету?
- Конечно. Я же глава семейства и должен заботиться о близких. Устроился в Горгаз слесарем 5-го разряда. Три года проработал на этой должности и получил четырехкомнатную кооперативную квартиру. Деньги пришлось взять взаймы у родных. Благо, помогли родители. Но фортуна улыбнулась и на этот раз: случился дефолт и квартира обошлась дешево.
- Но и из Горгаза вы тоже ушли…
- Со временем желание петь пересилило все остальное. В день получения ордера на квартиру с работы я уволился и направился в Татарскую государственную филармонию на прослушивание к самому Ильгаму Шакирову. Побеседовав со мной и прослушав, он объявил: «С сегодняшнего дня ты – солист филармонии имени Г.Тукая». Я был единственным солистом в филармонии без музыкального образования. Но это не смущало. Работали по плану, давали 11 концертов в месяц. Со временем стал понимать, что пора бы начать петь сольно.
- И все же откуда такой талант?
- Можно заметить такую закономерность: большинство талантливых артистов - выходцы из деревни. Это сейчас тенденция изменилась и на сцене выступают молодые артисты из города. Возможно, увлечение музыкой связано с детством. Мама вечерами напевала песни. Сажала меня рядом и просила подыграть на гармони. У татар есть слово «мон», которое означает «душевность». Оно свойственно избранным. Только пройдя через жизненные тяготы, можно ощутить значение этого слова. Слово «монлы» («душевный») часто используют, например, рассказывая об известном татарском поэте Габдулле Тукае.
- Как вы оцениваете современную татарскую эстраду?
- Увы, современная татарская эстрада утратила национальный дух. О молодых могу сказать, что они поют для себя, а не для народа. Записываются на радио или телевидении, а гастролировать не торопятся. Музыка для них скорее хобби, чем работа. На мой взгляд, настоящий певец – это тот, который выступает перед народом и способен удержать публику. Среди молодых исполнителей высоко оцениваю творчество Гузели Уразовой.
- Как вас принимают за пределами Татарстана?
- В Казани зрители, как правило, избалованны, так как концерты проходят часто. В Челябинске, например, если даже споешь одну песню, тебя уже превозносят. У них ощущается тоска по татарской музыке.
- Профессия певца вас изменила?
- Нет. Я изменился бы в том случае, если бы стал прорабом.
- Что нужно сделать, чтобы стать успешным певцом?
- Сейчас многие поступают в консерватории. В учебных заведениях им, конечно, могут поставить голос. Но чтобы стать успешным, нужен талант, цель, старание и обаяние.
- Почему все же зрители тянутся к вам?
- Я удерживаю зрителей в течение 20 лет. Моя главная задача – гастроли и концертная деятельность. Понимаете, даже если один из концертов зритель оценит на удовлетворительно, он обязательно придет на выступление в следующий раз. Хотя бы из любопытства, посмотреть, что нового для него приготовили.
- Приходилось ли выступать в полупустых залах?
- Сейчас многое зависит и от организаторов. Меня всегда информируют о количестве зрителей. Считаю, что везде должен быть аншлаг. В связи с 50-летием пришлось давать концерты по просьбам зрителей. Я уже раскручен. Сейчас на меня работает бренд.
- Слышала, вы давали концерт в тюрьме?
- Да, и в тюрьмах, и в детских колониях, и в детдомах. О благотворительности не забываю. Живу по принципу: чем больше благих дел ты совершаешь, тем больше тебе возвращается обратно.
Из артиста в журналисты
- А что побудило заняться издательской деятельностью?
- Обычно я отвечал на вопросы журналистов письменно. Мои ответы корректора никогда не правили, хвалили за грамотность. В процессе письма почувствовал, что у меня есть способности к журналистике. Посоветовался с супругой Рузилей и решил попробовать себя в издательской деятельности. Тогда, в 2001 году, появилась газета «Акчарлак» и очень быстро нашла своего читателя.
- Название сами придумали?
- Да. Во-первых, оно яркое, в слове три буквы «а». Во-вторых, «акчарлак» состоит из «ак» («белый, светлый») и, если иначе, «акча» («деньги»). К тому же значение слова подразумевает свободу. Чайка – это птица свободы, над ней никто не властвует, она никому не подчиняется.
- Как удается поддерживать популярность газеты?
- Конечно, поначалу было тяжело. Сначала газета выходила раз в месяц, затем стала еженедельной. Естественно, популярность возникла не на пустом месте. Главную роль сыграло содержание. Читатель не посмотрит, на какой бумаге напечатан текст. Он оценит перо автора. Рекламу в газете даем мало. Два года подряд «Акчарлак» становится лауреатом ежегодной премии «Тираж-рекорд года» и побеждает в номинации «Самая тиражная газета России на национальном языке».
- Часто ли меняете содержание?
- Когда чувствуем, что пришло время что-то менять – меняем. Я за разноплановых журналистов. Журналистов набираем молодых и энергичных. На сегодняшний день в команде их семь человек.
Тандем Сафиных
- Супруга Рузиля поддерживает вас на сцене, в издательской сфере и жизни…
- Мы все трудности прошли вместе. Я не представляю себя без Рузили. Она руководит Издательским домом «Акчарлак», это мой помощник, мой продюсер - ни один концерт не проходит без ее участия. В отношениях полная гармония, чему я очень рад.
- Не устаете друг от друга?
- Бывает, конечно. Но все это мелочи. Я ведь предложение-то ей сделал на третий день нашего знакомства. Любовь с первого взгляда, получается.
- Чем увлекаются ваши дети? Не хотят ли пойти по вашим стопам?
- Старшая дочка Аделя окончила юридический факультет КФУ. Сейчас проявляет интерес к издательской деятельности, получает второе высшее в Санкт-Петербургском государственном университете технологии и дизайна. Сын Зульфат учится в школе. В этом году Аделя впервые спела на сцене перед 4-тысячной аудиторией. Мой концерт проходил в Крокус Сити Холле в Москве. Дебют дочери порадовал, но я бы не хотел, чтобы она связала свою жизнь со сценой: сцена требует много отдачи и сил.
- Чем увлекаетесь?
- Приемлю такие виды спорта, как ходьба, плавание, лыжи, увлекаюсь горными лыжами. Безусловно, нужно поддерживать физическую форму. Особенно, если приходится часто выступать перед зрителями.
- Уделяете ли внимание питанию?
- Мой отец, которому 90 лет, часто повторяет, что секрет его долголетия в том, что он не переедает. Я полностью его поддерживаю.
- Откуда берете силы? Постоянные гастроли, наверное, изматывают.
- Я читаю намаз и духовные книги. Это тоже своего рода медитация.
- Кто вы по гороскопу?
- Весы. Этот знак зодиака меня действительно характеризует. Люблю порядок во всем, даже в репертуаре.
- Когда, по вашему мнению, артисту следует уходить со сцены?
- Знаменитый вратарь Третьяк ушел из спорта на пике славы и поэтому навсегда остался непобежденным. У певцов все обстоит иначе. Ильгам Шакиров, например, до сих пор гастролирует. Потому что в 78 лет готов дать фору молодым. Певец должен держаться на сцене до тех пор, пока он может петь, пока им интересуются зрители.
- Чем будете заниматься, если перестанете петь?
- Не хочу раскрывать все секреты. А пока я и на сцене чувствую себя комфортно.