Где в Татарстане растят полиглотов?

В Латвии с нового учебного года преподавать иностранные языки будут с 1-го класса. Это предусмотрено изменениями в стандарте основного образования и предметов. Невольно задаешься вопросом: а чем мы хуже латвийцев? Дети, как правило, схватывают все на лету. Почему бы не ввести это новшество и в школах Татарстана?

news_top_970_100

Что в городе. В Казани изучать иностранный язык начинают, как правило, со второго класса. Но если родители собираются сделать из чада полиглота, то работают над этим уже с детского сада. В городе у родителей безграничная свобода выбора.

Выбор. В итоге обучение, к примеру, английскому многие начинают с 3 – 4 лет. Были бы деньги! Языковые школы для малышей в городе на каждом шагу. Записаться и получить информацию можно на их сайтах. Недавно рекламные вывески-объявления о подобных школах появились и в лифтах жилых домов: «Хотите вырастить полиглота – приходите к нам!» Итак, городской малыш имеет:

- репетитора (стоимость часа занятий по английскому языку колеблется от 300 до 700 руб.);

- школы и гимназии с углубленным изучением английского языка;

- кружки иностранного языка в школе;

- курсы иностранного языка;

- уроки в онлайн-режиме;

- новейшие учебные пособия (видео- и аудиоматериалы).

Что в деревне? Знакомый сельский юноша, первокурсник одного из казанских технических вузов, пожаловался на серьезные проблемы с иностранным языком. Преподавать английский у них в деревне начали с 8-го класса. За это время с перерывами в 3 – 4 месяца в классе сменилось несколько учителей. У каждого «англичанина» были свои требования, уровень владения языком и определенная методика. В итоге знание английского у Айрата минимальное: алфавит, пара вызубренных фраз по школьной тематике и ужасное произношение.

Если сказать, что в институте парню сейчас нелегко - значит не сказать ничего. Городские одногруппники над ним смеются. Мало того что Айрат читает с трудом тексты, так еще совершенно не понимает, о чем в них идет речь. И он не единственный студент, попавший в подобную ситуацию. Главная проблема сельских школ очевидна – острый дефицит учителей иностранного языка, не говоря уж о языковых школах.

Выход. Обеспокоенные знаниями детей родители берут дополнительные уроки у того самого редкого учителя иностранного. Если педагог перегружен или его нет вообще, находят репетитора в ближайшем райцентре. Но к нему каждый раз не наездишься. Дорога от деревни - отдельный разговор: не везде проложен асфальт, нет транспорта и т.д. Приходится брать уроки только по выходным. Но один-два часа в неделю положения не спасают.

КОММЕНТАРИЙ

Завкафедрой иностранных языков и профессиональной коммуникации КГТУ Юлия Зиятдинова:

- В нашем вузе учебный процесс предусматривает изучение английского языка на продолжающем уровне. Есть еще платные курсы английского для детей и взрослых, по окончанию которых выдается диплом. В них обстановка иная – преподавание начинается с нуля. Поэтому студенты, которые действительно хотят выучить иностранный язык, могут без труда записаться на эти курсы. Сегодня это единственное решение проблемы.

Учитель английского языка казанской гимназии №27 Расиля Нурмиева:

- В городе изучать иностранный язык не проблема. Главное – желание учащихся. В деревне, да, ситуация иная. Дети хотят, но не могут получить ту базу, которая дается, например, в городской школе с углубленным изучением иностранного языка. Причин масса – отсутствие учителя и учебных пособий, недостаточное количество часов. Опять же языковую школу в деревне никогда не откроют! Детей-то все меньше... Еще одна известная причина - молодые учителя не стремятся ехать на работу в деревню. «Что мы забыли в этой глуши, когда в городе столько всего нового!» - говорят они. Так что до латвийцев, думаю, нам далеко хотя бы потому, что сначала нужно обратить внимание на качество преподавания иностранного языка на селе. А уж потом вводить новые поправки.

news_right_column_240_400
news_bot_970_100